Производство грузовых вагонов в России в апреле могло снизиться сразу на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие выводы напрашиваются из данных Объединения производителей железнодорожной техники по выпуску подвижного состава за три и четыре месяца 2022 года. Это пока не официальные данные Росстата, но сомневаться в их реалистичности не приходится.
Исходя из представленной ОПЖТ статистики, за 1-й квартал в России были выпущены 15,5 тыс. грузовых вагонов (соответствует и официальным цифрам Росстата), а за 4 месяца (январь-апрель) — 19,5 тыс. вагонов, что на 3,4% ниже аналогичного периода прошлого года, когда было произведено 20,1 тыс. грузовых вагонов. То есть объём выпуска подвижного состава в апреле в России мог составить около 4 тыс. единиц. Цифра на 30% меньше, чем в апреле-2021, как при сопоставлении с данными ОПЖТ, так и с официальной государственной статистикой.
Собственно, таким результатам работы вагоностроителей никто уже не удивляется. О грядущем спаде производства эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) предупреждали чуть ли не с самого начала специальной операции на Украине. Правда, аналитики ИПЕМ предрекали такой провис в выпуске подвижного состава по итогам года (речь шла о падении в 20–30% за 2022 год), а не в ближайшие месяцы после старта СВО.
Отметим, что в красной зоне по данным ОПЖТ оказалось производство не только грузовых вагонов, но и другой ж/д техники. Из отчёта ОПЖТ следует, что снизился на 3,8% выпуск тепловозов — с 183 секций (138 ед.) до 176 секций (131 ед.). Производство пассажирских вагонов упало на 40,3%, с 196 до 117 ед. за январь — апрель. А вагоны рельсового автобуса и вовсе не увидели свет в этом году. Для сравнения, в прошлом году их произвели 22 единицы. Хотя уже сегодня очевидно, что много новых вагонов в ближайшее время грузоотправителям вряд ли понадобится. На это намекает падающая погрузка на сети РЖД — в апреле минус 5%, в мае, по прогнозам, снижение приблизится к 7%.
Впрочем, некоторые сегменты перевозок испытывают обратное: на сети не хватает контейнеров, необходимых для перевозки грузов. С дефицитом «ящиков», которые из России забирают их владельцы продолжают бороться и участники рынка и монополия. А в ближайшее время — по принципу домино — нехватка контейнеров скажется и на работе вагоностроителей. Им придётся корректировать планы выпуска фитинговых платформ, потому как возить на них будет попросту нечего.
«В последующие месяцы мы наверняка можем получить отрицательную динамику по выпуску фитинговых платформ, поскольку их явно будет сейчас в избытке из-за дефицита тары. Просто будет нечего перевозить», — отмечает господин Савчук.«Как правило, если все вагоны задействованы в перевозках, значит, ощущается дефицит парка на определённых направлениях сети и ставка очень высокая. Дальше мы прогнозируем, что та ситуация с Украиной, которая сейчас у нас есть, она будет приводить к тому, что будет профицит парка на сети.
Поскольку логистические цепочки, логистические схемы будут выстраиваться, подстраиваться под новую ситуацию и парк будет в большей степени задействован под перевозки. Тем не менее, мы ожидаем, что ставка доходности снизится в 2 раза по отношению к пику, который был в феврале-марте этого года», — сказал Савчук.
Говоря о контейнерах, специалисты отмечают, что на них в 2022 возлагались большие надежды. И они отчасти оправдались — прирост контейнерных перевозок в январе-феврале был достаточно интенсивным.
«В марте темпы ожидаемо снижаются и можно говорить о том, что в дальнейшем они ещё будут снижаться по отношению к апрелю 2021 года. Что касается структуры перевозок грузов в контейнерах, то, соответственно, лидеры по росту у нас — удобрения в контейнерах.
Естественно, мы ожидаем ограничение этого роста, прежде всего связанного с дефицитом тары, с дефицитом контейнеров. А это, в свою очередь, отразится и на смежных рынках. Например, на производстве фитинговых платформ, которые опять же, ожидались рекордными по числу в этом году», — резюмирует эксперт.
Есть, к счастью, чему порадоваться: производство электровозов выросло на 6,1%: в прошлом году за январь — апрель 2022 года было произведено 77 машин, в этом году — 94. Выпуск моторвагонного подвижного состава увеличился на 22,3% — было выпущено 203 ед. в этом году (166 ед. в 2021 г.). Объём выпуска путевой техники увеличился на 54,8%, с 42 до 65 ед. Так что посыпать голову пеплом рано. Даже несмотря на невесёлые комментарии, которыми практически хором делятся участники рынка в следующем ключе:
«Ну а чего вы ожидали после новостей о кассетных подшипниках?»
О дефиците этих жизненно важных в производстве и ремонте железнодорожной техники деталей мы неоднократно писали.Как и о причинах, его спровоцировавших. В ближайшее время читайте на vgudok.com очередную часть «кассетного» триллера.
К слову, в ОПЖТ представили и предварительные данные по выпуску комплектующих для инфраструктуры предприятиями железнодорожного машиностроения за январь — апрель. И там почти в каждом виде продукции рост! За отчётный период было выпущено 348,2 тыс. т железнодорожных рельсов (+60,8% по отношению к январю — апрелю 2021 г.), 9,8 тыс. ед. стрелочной продукции: (+5%), 25,8 тыс. т металлических элементов рельсовых скреплений (-2%) и 13,1 млн ед. прокладок рельсовых скреплений (+5,1%).
Напрашивается вывод, что скоро мы имеем шанс увидеть радужную картину, сеть РЖД модернизирована, тяги в достатке. Было б что возить.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности