ОАО «РЖД» исполнило телеграмму, которая может привести к серьёзным потрясениям на рынке рефрижераторных перевозок. Документ, формально направленный на усиление контроля за техническим состоянием изотермических вагонов с тележками КВЗ-И2 и ЦМВ-Dessau, по словам представителей логистики скоропорта, фактически ставит под угрозу работу значительной части специализированного подвижного состава.
«Данной телеграммой руководство вагонного хозяйства просто развязало руки т.н. вагонникам на местах, которые просто начали тупо браковать весь ПС, — жалуются Vgudok представители отрасли рефперевозок. — Фактически речь идёт о 100% браковке вагонов, несмотря на то что ещё буквально за три дня до этого были составлены акты осмотра, признававшие вагоны годными к эксплуатации!».
По данным наших отраслевых источников, под действие новых требований попадает от 15% до 25% всего парка изотермических вагонов в России — это около 6 тысяч единиц техники. Несмотря на тревоги отдельных игроков, профильные союзы пока что хранят молчание. В АСОРПС нашим корреспондентам комментировать ситуацию отказались.
Ситуация осложняется тем, что многие операторы уже успели инвестировать средства в модернизацию своего парка.
«Мы проводили полный комплекс работ по продлению ресурса наших вагонов в строгом соответствии с требованиями технического регламента, — рассказал редакции представитель одной из транспортных компаний. — И теперь получается, что эти инвестиции могут оказаться напрасными».
Особое возмущение участников рынка вызывает то, что телеграмма была выпущена без предварительного обсуждения с отраслевым сообществом и фактически отменяет ранее достигнутые договорённости о поэтапном переходе на новые стандарты.
Однако, как отмечают специалисты, при должном техническом обслуживании и своевременной модернизации эти узлы могут безопасно эксплуатироваться ещё длительное время.
«У нас есть вагоны, которые после капитального ремонта и замены критичных узлов находятся в идеальном состоянии, — отметил в беседе с Vgudok представитель операторской компании. — Но теперь их могут снять с линии только из-за типа тележек, без учёта реального технического состояния».
Экономические последствия новых требований РЖД могут быть крайне серьёзными.
Во-первых, стоимость нового изотермического вагона начинается от 18 миллионов рублей, что делает невозможным быструю замену парка для большинства операторов.
Во-вторых, российские вагоностроительные заводы физически не способны в короткие сроки восполнить потенциальный дефицит. А это означает, что принятое решение может подтолкнуть рынок к закупкам тех же «термосов», например, в Китае. А оно нам, простите, надо?
В-третьих, массовый вывод вагонов из эксплуатации неизбежно приведёт к росту стоимости перевозок — по предварительным оценкам, ставки могут увеличиться на 30–40%.
Особую тревогу вызывает влияние этих изменений на перевозки социально значимых грузов. Изотермические вагоны традиционно используются для транспортировки скоропортящихся продуктов питания, медицинских препаратов и других товаров первой необходимости.
В условиях, когда значительная часть парка может быть выведена из эксплуатации, неизбежно возникнут перебои с поставками, особенно в отдалённые регионы, где железнодорожный транспорт зачастую является единственным способом доставки. Ещё один важный вопрос — снабжение продуктами и медикаментами военных в зоне СВО. Гипотетически дефицит вагонов ввиду тотальной отбраковки может сказаться и на этом сегменте логистики.
На фоне этих событий особое значение приобретает вопрос о наличии достоверной статистики отказов по указанным типам тележек. Участники рынка отмечают, что до сих пор не видели официальных данных, которые бы подтверждали необходимость столь радикальных мер.
«Если есть конкретные проблемы с безопасностью, нужно предъявлять статистику и работать над решением, а не просто запрещать», — отмечает ещё один представитель отрасли.
Например, введение реального переходного периода (12–18 месяцев), который позволит операторам адаптироваться к новым требованиям. Ещё один вариант: разработка специальной программы поддержки, которая могла бы включать льготное кредитование или лизинг новых вагонов. Также помочь может создание чётких и прозрачных критериев оценки состояния вагонов, которые учитывали бы не только тип тележек, но и реальное техническое состояние каждого конкретного вагона.
Некоторые участники рынка на условиях анонимности в беседе с Vgudok предположили, что эти браковочные инновации вполне могут пойти на пользу некоторым крупным игрокам в сегменте рефперевозок, которые уже успели обновить ПС. Не хочется верить, что телеграмма РЖД превратила формальные меры контроля в инструмент рыночного давления, что может привести к монополизации перевозок изотермических и рефрижераторных грузов. Ведь это не только экономический риск, но и прямое влияние на снабжение продуктами питания, в том числе для нужд армии и социальных программ.
На момент подготовки материала официальные комментарии от руководства монополии и профильных министерств участниками рынка получены не были. Однако, по данным наших источников, вопрос уже находится на контроле у регуляторов. Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что сложившаяся ситуация требует срочного и взвешенного решения, которое позволит, с одной стороны, обеспечить безопасность перевозок, а с другой — не допустить коллапса целого сегмента транспортной системы страны.
Пока же операторы вынуждены работать в условиях неопределённости, что неизбежно сказывается на стабильности грузоперевозок и долгосрочном планировании бизнеса. Очевидно одно: решение столь масштабных отраслевых проблем требует открытого диалога между перевозчиками, производителями подвижного состава и регуляторами, а также тщательного анализа всех возможных последствий принимаемых решений.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности