05.12.2018

"Спорные" вагоны

Арбитражный суд Поволжского округа подтвердил законность решений арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, отказавших АО "Трубная грузовая компания" (ТГК) в отзыве 209 вагонов-платформ для перевозки труб и крупнотоннажных контейнеров производства ОАО "Завод металлоконструкций" (ЗМК, г.Энгельс, Саратовская область), свидетельствует картотека арбитражных дел.

Суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу ТГК на решение нижестоящих судов. Резолютивная часть постановления кассационного суда была оглашена 22 ноября.

ТГК настаивала на принудительном отзыве вагонов модели "13-1167", выпуском которой ЗМК занимался в 2007-2008 годах.

Разбирательство началось после случившейся в августе 2016 года аварии, когда во время следования грузового поезда в одном из вагонов произошел излом боковой рамы в тележке вагона. ТГК, ссылаясь на выводы независимого эксперта - ООО "Экспертный центр железнодорожного транспорта", доказывала, что была выявлена недостаточная прочность конструкции вагонов. По мнению истца, при разработке "спорных" вагонов были допущены нарушения нормативных требований.

Кроме того, представитель ТГК заявлял ранее "Интерфаксу", что на эксплуатацию вагонов модели "13-1167" действует запрет Ространснадзора.

Однако в техническом заключении, подписанном представителями ОАО "Российские железные дороги", ТГК и ЗМК, причиной излома названо "наличие усталостных трещин", вызванных систематическим перегрузом. В частности, было подтверждено, что на пяти платформах поезда масса груза составила около 60 т при максимально допустимых сорока восьми.

Арбитражный суд Саратовской области в начале мая отказал в иске ТГК, посчитав доказанной причину повреждения платформы - перегруз. Это решение было основано на заключении экспертов ООО "Экспертный центр вагоностроения" (ГК "Инженерный Центр вагоностроения, г. Санкт-Петербург). Они установили, что конструкторская документация вагонов соответствовала требованиям к нормативно-технической документации по состоянию на 2007 год - время получения сертификата соответствия. Первая инстанция также пришла к выводу, что производитель вагонов совершил все необходимые действия по предотвращению вреда, а именно оповестил эксплуатанта вагонов о недопустимости перевозки контейнеров больше разрешенной массы.

В апелляционной жалобе ТГК оспаривала достоверность выводов экспертов, назначенных судом первой инстанции, но Двенадцатый арбитражный апелляционный суд доводы истца отклонил. В постановлении апелляционной инстанции говорилось, что истец не представил "доказательств, подтверждающих неполноту или противоречивость заключения". Отмечалось также, что "суду не представлено доказательств, подтверждающих заявленную истцами недостаточную прочность вагонов".

"Завод металлоконструкций" выпускает грузовые вагоны, а также мостовые и строительные металлоконструкции. ТГК - единственный эксплуатант вагонов модели "13-1167" производства ЗМК.

Трубная грузовая компания, согласно данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", на 90% принадлежит ООО "Евразийский трубопроводный консорциум" (ЕТК), занимающемуся поставкой труб и металлопродукции на рынки РФ и СНГ. ЕТК перевозит и устанавливает трубы большого диаметра, главным образом для "Транснефти" и "Газпрома". Доля компании в размере 85% принадлежит головной компании - ООО "ЕТК", подконтрольной Александру Карманову.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520