04.03.2024

Тенденции на рынке вагоностроения

Тенденции на рынке вагоностроения обсудили участники форума «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», который на прошлой неделе организовал РЖД-Партнер.

Большая четвертка

Как известно, на топ-4 вагоностроителей России (ОВК, «РМ Рейл», «Алтайвагон», «Уралвагонзавод») приходится 75% рынка. Кроме УВЗ, участники большой четвертки в прошлом году увеличили объем выпуска своей продукции.

Так, производство НПК «ОВК» выросло по сравнению с 2022 годом почти вдвое, или на 8,8 тыс. вагонов, до 17,5 тыс. Конечно, такой эффект объясним крайне низкой базой позапрошлого года. Стоит сказать, максимальные мощности ОВК составляют 20,3 тыс. вагонов. Такой результат был достигнут в 2019 году.

С мая 2023 года на ОВК наблюдалась ежемесячная динамика роста производства в 6%. В декабре выпуск вагонов у компании достиг отметки в 1,8 тыс. ед.

Добавим, ОВК является лидером в производстве инновационных полувагонов. В 2023 году производитель вывел на рынок 8,9 тыс. ед. подвижного состава данного типа, или 97,3% парка в этом сегменте вагоностроения. Кроме того, компания обеспечила почти треть поставок хопперов (6 тыс. ед.).

В свою очередь, производство на «Алтайвагоне» (+2,9% к 2022 году) и «РМ Рейле» (+1,4%) второй год держится на максимально возможном уровне – порядка 10 тыс. вагонов. Такой же объем выпуска прогнозируется на этих предприятиях в 2024 году.

На «Алтайвагон» приходится свыше 85% производства крытых вагонов (в 2023 году завод построил 4,2 тыс. ед.). «РМ Рейл» остается главным изготовителем цистерн в стране. Компания произвела 5,1 тыс. таких вагонов, или более 60% парка.

Что касается «Уралвагонзавода», его мощности по-прежнему ориентированы в первую очередь на гособоронзаказ. Как следствие, в прошлом году он произвел около 7 тыс. вагонов при потенциальной мощности в 20–25 тыс. Это, в свою очередь, дает возможность иметь высокую загрузку или наращивать объемы производства другим предприятиям.

Несмотря на гособоронзаказ, УВЗ лидирует по универсальным платформам. По итогам прошлого года доля компании в данном сегменте достигла 32,6% (построено 4 тыс. ед.)

Из значимых прошлогодних событий среди ведущих вагоностроительных холдингов, которые могут повлиять на рынок, руководитель аналитического направления ООО «УК «РМ Рейл» Игорь Головушкин отмечает заключение лицензионного соглашения ОВК с Могилевским вагоностроительным заводом на производство вагонов на тележке 18-9855 (25 тс) на площадке белорусского предприятия и кооперацию УВЗ со Стахановским вагоностроительным заводом.

Пределы роста

Вместе с тем достаточно высокую динамику роста демонстрируют компании за пределами топ-4. Если в целом рынок вагоностроения в 2023 году вырос на 26%, то предприятия второй четверки (ЗМК, «Трансмашхолдинг», Рославльский ВРЗ и Барнаульский ВРЗ) увеличивали выпуск к уровню 2022 года до 38%.

Например, Завод металлоконструкций стал безусловным лидером в производстве думпкаров. В этом сегменте ЗМК занял 79,6% (еще 13,4% пришлось на УВЗ, 7% – на ОВК).

Рославльский ВРЗ по выпуску серийных полувагонов (заводом произведено 2,8 тыс. ед.) вышел на второе место после «Алтайвагона», увеличив свою долю в структуре рынка по данному типу подвижного состава почти до 30%.

Стоит сказать, Рославльский ВРЗ намерен запустить производство нефтеналивных цистерн. С этой целью вагоностроитель берет заем по линии ФРП в объеме 2 млрд руб.

По мнению аналитиков, именно рост производства на предприятиях второй четверки оказывает самое высокое давление на увеличение цен на вагоны, рост потребления и стоимости на запчасти и комплектующие, количество которых ограничено и уже не соответствует возможностям вагоностроительных заводов, отметил начальник управления маркетинга и стратегического планирования АО «Уралвагонзавод-Транс» Станислав Золотарев.

По оценке «РМ Рейл», дефицит крупного вагонного литья для новых вагонов и вагоноремонта составляет примерно 30 тыс. вагонокомплектов. Возможностей для заметного увеличения выпуска КВЛ в 2024 году пока что не видно, уточнил И. Головушкин.

Правда, возникает интерес к поставкам литья из Китая. «Но пока знаем, что только «Новотранс» и «Нефтетранссервис» получили сертификат соответствия на импорт цельнокатаных колес из КНР», – сказал И. Головушкин.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520