На российском рынке вагоностроения готовится без преувеличения крупнейшая за многие годы сделка. Как стало известно Vgudok, «Объединённая вагонная компания» (ОВК) вскоре должна обрести нового хозяина. Потенциальных покупателей двое, но обе компании, так скажем, дружественные. Во всяком случае, по данным источников редакции, владельцами ОВК могут стать «Трансмашхолдинг» (ТМХ) или УГМК.
О готовящейся продаже тихвинского вагоностроительного кластера vgudok.com рассказали два источника на рынке. Первый намекнул, что активы выкупаются не только в интересах ТМХ, дебютирующего на рынке грузового вагоностроения.
«Главный интересант приобретения вагоностроительного актива тут — УГМК, у которого тот же собственник, что и у ТМХ. Это взаимовыгодная история. ОВК погрязла в финансовых проблемах.
Отличное дополнение к транспортным активам компании, включающим, в том числе, свои портовые мощности, кэптивного оператора», — рассказал vgudok.com источник на рынке вагоностроения.
Второй собеседник редакции указал, что помимо ОВК «Трансмашхолдингом» рассматривалась также покупка завода «Алтайвагон», но дальше разговоров дело не зашло. В то же время с ОВК переговоры вышли на финальную стадию и заключение сделки произойдёт в ближайшее время.
В УГМК от комментариев отказались, уточнив, что пока тему не обсуждают. В ТМХ редакции заявили, что слухи не комментируют.
Как раз слухи вокруг продажи вагоностроительного кластера в Тихвине действительно ходят не первый год. Несмотря на рост продаж, компания терпит убытки. В 2021 году «дочка» «Объединённой вагонной компании», «ОВК Финанс», должна была выплатить инвесторам свыше 16 млрд руб., но допустила технический дефолт.
Дальше был 2022 год и летний простой завода в Тихвине из-за дефицита кассетных подшипников. В ноябре 2022-го у ОВК сменился гендиректор. На место Тимофея Хряпова пришёл Дмитрий Олюнин. Его назначение в компании тогда связали с его опытом в банковской сфере.
А в декабре Александр Соколов, предправления банка «Траст» — собственника ОВК, дал большое интервью «Ведомостям». Рассказал о судах с бывшими собственниками, продаже активов и живучести экономики РФ. Без внятного ответа тогда остался лишь вопрос о судьбе вагонной компании.
«Сложно сказать точно, когда мы выйдем из актива. Сейчас ищем инвестора. Перспективы развития у предприятия есть: завод работает, вагоны выпускает, загрузка сейчас близка к 100%, удалось сохранить персонал даже в период простоя», — заявлял Соколов.
В 2023 году финансовая история ОВК начала улучшаться. По итогам I полугодия выручка увеличилась до 33 млрд руб., на 104% выросла EBITDA до 1,7 млрд руб. При этом чистый убыток составил 2,9 млрд руб., хотя и сократился более чем на 70% с 11 млрд. Собственный капитал отрицательный и составляет минус 45,1 млрд руб. Накопленный убыток за предыдущие годы достигает 74,5 млрд руб. Но при этом компания всё ещё сильно закредитована. По данным «БКС Экспресс» на 30 июня 2023 года, общий долг ОВК составил 71,7 млрд руб., из них 41 млрд руб. предстоит погасить до конца года.
В августе на Тихвинском вагоностроительном заводе началась реорганизация. Цели: слияние четырёх юридических лиц в одно АО, оптимизация системы управления бизнесом и повышение прозрачности организационной модели группы ОВК, владеющей этими активами.
Чтобы, как мы теперь понимаем, в преддверии продажи разрешить финансовое бремя, ОВК объявила о допэмиссии в количестве 12,5 млрд акций номиналом 1 рубль каждая. Это увеличит существующий уставный капитал в 116 млн акций более чем в 100 раз. Рынок среагировал ещё до начала торгов. С 5 сентября бумаги ОВК, которые выросли в цене с начала года в 3,5 раза, ушли в крутое пике. К 13 сентября котировки потеряли 58%, отыграв немного в ходе торгов. В этот день акции закрыли торги по цене 125,7 руб., а начинали со 183 руб.
Вообще, последние четыре года ОВК видятся довольно непростыми. Компания родилась, если проводить аналогии, в полной семье. Но после ухода «отца семейства» Александра Несиса и его группы ИСТ, вагоностроительный гигант России остался без родителей, как брошенное дитя. Ни одному из пришедших «банкиров» самый современный и высокотехнологичный в стране актив так и не пригодился. Поэтому переход под крыло машиностроительного холдинга выглядит как своевременное «усыновление».
«У компании (ТМХ, — прим. ред.) денег много. Думаю, что они разберутся со всеми долгами ОВК, и будут развивать вагоностроение так же, как локомотивостроение сейчас развивают.
Мы уже исчерпали понятие инновационный вагон и нужен какой-то интересный прорыв. Учитывая, что у ТМХ есть очень сильный инжиниринговый центр и в целом компания много занимается железной дорогой, мне кажется, что это будет положительно для отрасли в целом», — заявил в беседе с редакцией президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.
Да, ТМХ — практически монополист в пассажирском блоке вагоностроения. Но так даже лучше, в противном случае у «Федеральной антимонопольной службы» возникли бы вопросы к сделке по покупке ОВК.
«Думаю, что ФАС такую сделку пропустит. ТМХ же не работает на рынке вагоностроения. Если бы УВЗ или «Алтай» покупал, тогда был бы вопрос контроля доли рынка. А здесь на грузовом вагоностроении у ТМХ нет ничего.
Разве что какие-то другие моменты будут учитываться. А так просто есть новый игрок на рынке грузового вагоностроения», — уверен господин Иванкин.
Возвращение к переговорам по «Алтайвагону» эксперт считает возможным, однако не слишком выгодным для ТМХ.
«Теоретически, если они разберутся со всеми проблемами ОВК, можно будет вернуться к «Алтайвагону». Другое дело, будет ли разрешён этот вопрос в ФАС, потому что это уже будет серьёзное увеличение доли консолидации активов на рынке вагоностроения. Но по сравнению с «Алтайвагоном» ОВК сейчас, конечно, имеет прорывные моменты, есть своя тележка, свои расчёты, своя хорошая база. А у «Алтая» такого нет», — уверен собеседник редакции.
Как бы то ни было, пока союз ОВК и ТМХ выглядит как идеальная синергия. Тут в перспективе маячат и международные рынки, где «Трансмашхолдинг» давно «свой». Подробности о сделке и мнения рынка о готовящемся поглощении vgudok.com опубликует в ближайшее время.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности