Предприятий со 125-летней историей в России не так уж много. Еще меньше тех, кто десятилетиями сохранили верность выбранному профилю, прошли через смену политических укладов, войны и кризисы, укрепились, завоевали авторитет у себя в стране и за рубежом и продолжают уверенно двигаться в будущее. Одно из них – орденоносный Тверской вагоностроительный завод. Накануне значимой даты и в преддверии Дня машиностроителя генеральный директор ТВЗ Артем Овелян рассказал ОПЖТ о том, чего предприятию удалось добиться за последние годы и что ждет его в будущем.
- Артем Апетнакович, юбилейное интервью принято начинать с оценки пути, пройденного предприятием. Какой видится вам история Тверского вагоностроительного завода?
- Тверской вагоностроительной завод – предприятие, уникальное во многих отношениях, гордость не только Верхневолжья, но и всей страны. Масштаб, который определил его дальнейшую историю, был заявлен с момента основания в 1898 году. Всего за два года с нуля было построено одно из крупнейших в России предприятий по производству железнодорожной техники и освоена продукция в большом номенклатурном диапазоне – от грузовых платформ и вагонов до пассажирских вагонов высшего класса. И на каждом этапе своей истории ТВЗ сохранял и приумножал наследство прошлых поколений. Сегодня вагоностроители достойно продолжают дело, начатое 125 лет назад.
- Успехи ТВЗ позволяют сегодня с уверенностью говорить о том, что завод вышел на большие скорости.
- Я бы сказал так: в настоящее время он находится на новом витке развития и по-прежнему решает стратегически важную для государства задачу – обеспечивает железные дороги страны современным подвижным составом. И с ней он справляется блестяще. Об этом говорит Почетный знак «За успехи в труде» от Президента России, которого коллектив ТВЗ был удостоен в 2022 году. Эта награда – предмет нашей общезаводской гордости, и мы воспринимаем ее как признание заслуг нескольких поколений вагоностроителей, как продолжение славных традиций коллектива вагонзавода, удостоенного в 1966 году ордена Ленина и являющегося на тот момент высшей государственной наградой Советского Союза.
- 125-летие Тверского вагоностроительного завода пришлось на непростые времена. Как предприятию удается справляться с экономическими и геополитическими вызовами последних лет?
- Да, времена непростые, но трудности не сломали рабочий ритм предприятия. Мы совместно со службами Трансмашхолдинга, в составе которого работает предприятие, провели огромную работу по импортозамещению комплектующих и компонентов. Ее результат – производство техники, которую по праву можно считать суверенной продукцией, независимой от капризов недружественных стран. И это стало возможным благодаря в том числе государственной поддержке.
Пассажирское вагоностроение – одна из стратегических компетенций, обеспечивающих нашей стране независимость от поставок вагонов из-за рубежа. На уровне государства есть понимание того, что, поскольку главным носителем этой компетенции в стране является Тверской вагоностроительный завод, его поддержка повышает экономическую самостоятельность России. При этом многие из наших партнеров как в Верхневолжье, так и по всей стране при помощи заказов ТВЗ освоили новые продукты и новые направления. Наше предприятие стало для них катализатором развития.
Стабильность и ясные перспективы ТВЗ сегодня дают и долгосрочная загрузка, и средства из государственного Фонда развития промышленности, позволяющие развиваться, реализовывать новые проекты и совершенствовать выпускаемую продукцию, которой мы по праву гордимся.
Среди них – вагоны нового модельного ряда проекта «2019», двухэтажные вагоны «2020»; выпуск вагонов для Египта, Армении и Казахстана; первый в заводской истории вагон-электростанция и, конечно, электропоезд «Иволга». Несмотря на сложности, третья его модификация – «Иволга 3.0» – вышла на Московские центральные диаметры, запущен в производство электропоезд «Иволги 4.0». Уверен, что по комфорту, дизайну и техническим характеристикам этот продукт ТВЗ по праву может считаться символом современного железнодорожного транспорта России.
- Насколько известно, большую роль в развитии предприятия играет поддержка АО «Трансмашхолдинг», в состав которого входит Тверской вагоностроительный завод.
- Годы общей истории ТВЗ и ТМХ благотворно отразились как на производственном потенциале, так и техническом оснащении нашего предприятия. В несколько раз расширилась линейка выпускаемой продукции, объем инвестиций в производственный комплекс ТВЗ исчисляется десятками миллиардов рублей, на заводе проведена глобальная модернизация, введена в эксплуатацию производственная площадка в Торжке, принципиально изменен подход к внутризаводской логистике. Сейчас завод готовится к кардинальному обновлению модельного ряда вагонов, выстраивает работу эталонных линий, работает над освоением новой техники.
Сегодня на заводе близится к завершению подготовка производства под выпуск вагонов габарита Т: проведены строительно-монтажные работы, приобретено новое оборудование. Причем на этом оборудовании наряду с вагонами габарита Т можно будет производить различную инновационную продукцию: вагоны PushPull, электропоезда ЭГЭ2Тв для линий МЦД-3, МЦД-4, вагоны двухэтажных электропоезда 2ЭПЭ и другие модификации вагонов.
А юбилейный год у нас наполнен, можно сказать, грандиозными свершениями. К 125-летию ТВЗ мы запускаем в эксплуатацию цех новой техники, вторую очередь логистического центра, строим новый электрифицированный железнодорожный путь… Все новые объекты направлены в первую очередь на развитие предприятия, на усовершенствование технологических и производственных процессов, на расшивку узких мест, на расширение компетенций завода.
Одна из особенностей нашего предприятия – широчайший спектр выпускаемых моделей - их было свыше 60. При этом почти половина моделей – новая техника. Это, конечно, очень интересный, но и предельно сложный процесс, причем во всех отношениях: новая конструкторская документация, подготовка производства, обеспеченность комплектующими, готовность к этой работе кадров. Но, как говорится, оно того стоит. В настоящее время благодаря тому, что завод готов производить столь широкий спектр продукции, наша техника востребована различными заказчиками. Создавая и сертифицируя новую технику, мы работаем на перспективу, обеспечивая себе задел на будущее.
- Как вы думаете, насколько продукция ТВЗ будет востребована в ближайшие годы?
- Транспорт был, есть и всегда будет основой социального и экономического развития, единства и территориальной целостности страны. Повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями; расширение сети высокоскоростных магистралей и развитие скоростного движения; обновление парка подвижного состава – все это значится в планах Российских железных дорог. А значит, будет работа и для ТВЗ. И с растущими потребностями в новой технике мы, уверен, справимся.
- За всеми достижениями предприятия, безусловно, стоят люди, отдающие производству не только физические силы, но и душу. Артем Апетнакович, что бы вы в канун Дня машиностроителя пожелали заводчанам и коллегам по цеху?
- Прежде всего, я благодарю всех заводчан за каждодневную добросовестную работу, которая обеспечивает предприятию стабильность и устойчивое развитие. Хочу, чтобы вагоностроители были уверены в завтрашнем дне и приводили на завод своих детей. Желаю всем здоровья, благополучия, успехов и удачи во всех начинаниях! А коллегам-машиностроителям от всей души желаю хороших перспектив для роста и развития, интересных проектов и надежных партнеров, талантливых сотрудников и прибыльных проектов, стабильного движения вперед и уверенности в завтрашнем дне!
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности