27.11.2018

УВЗ и АО «ГЛОНАСС»: реализация системы мониторинга грузовых вагонов

АО «ГЛОНАСС» реализует проект по разработке системы мониторинга грузовых вагонов. На базе АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) подготовлен опытный образец навигационно-связного оборудования, который позволит грузовладельцам контролировать уровень загрузки полувагонов и их сохранность. Операторы смогут снизить процент забраковки вагонов из-за остатков ранее перевозимых грузов. Как сообщили в ГЛОНАСС, в настоящий момент уже готова конструкторская и эксплуатационная документация оборудования и сейчас решается вопрос с финансированием для проведения пробеговых испытаний оборудования непосредственно на полувагоне.

По словам директора Департамента реализации и сопровождения проектов компании Сергея Оксенюка, в комплекте они состоят из бортового контроллера, двух датчиков контроля нагрузки и комбинированной антенны. Контроллер с антенной устанавливаются на торцевой стене полувагона, датчики – на раме над тележкой. Установка датчиков позволяет контролировать уровень загрузки полувагона (полный или пустой), а также отслеживать неравномерное распределение груза. «Эта функция разрабатывалась по требованию УВЗ для того, чтобы контролировать нарушения при эксплуатации подвижного состава в течение гарантийного периода и для уменьшения количества рекламаций по причине выхода тележек из строя.

Бортовой навигационный контроллер работает в режиме энергосбережения в течение шести лет без замены источника питания и позволяет определить координаты, курс, скорость движения полувагона, считывает параметры периферийных датчиков, а также контролирует различные механические воздействия: к примеру, удар, опрокидывание, резкое ускорение или торможение вагона», – уточнил Сергей Оксенюк. Для работы бортового навигационно-связного оборудования могут использоваться программное обеспечение «АСМ ЭРА» (в составе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС») или софт, который поддерживает протокол передачи данных бортового контроллера, говорит он.

Информация о загрузке передаётся на серверы АО «ГЛОНАСС», а затем к производителям вагонов, в транспортные компании, к владельцам груза, в различные контролирующие структуры. К бортовому контроллеру можно подключить до восьми различных датчиков, в частности нагрузки, температуры, уровня, объёма, плотности, давления. «Изначально оборудование разрабатывалось непосредственно для производителя вагонов, чтобы отслеживать превышение максимально допустимой нагрузки на тележки, но мы построили систему таким образом, чтобы она могла использоваться с более широким функционалом», – отметил Сергей Оксенюк. «УВЗ традиционно стремится использовать в работе инновационные разработки в любой сфере производства, особенно когда это отечественные технологии, способные дать положительный эффект для развития отечественной экономики. Система должна обеспечить оперативное получение информации о местонахождении изделия, произведённого на УВЗ», – уточнил директор по НИОКР и сопровождению жизненного цикла продукции гражданского назначения АО «НПК «Уралвагонзавод» Андрей Абакумов.

Однако пока открытым остаётся вопрос цены, чтобы распространить новинку на сеть. В ГЛОНАСС только сообщили, что ориентировочная стоимость комплекта может составлять десятки тысяч рублей. Минимальная и максимальная стоимость комплекта будет определяться потребностью заказчика в зависимости от состава комплекта, а также от размера производимой партии. «Так как к оборудованию изначально предъявлялись очень жёсткие требования, в частности, автономность работы не менее шести лет, антивандальное исполнение, минимально возможные габариты, контроль нагрузки без установки датчиков на тележки, климатическое исполнение по ГОСТу, оборудование по определению не может быть дешёвым. Кроме того, опытно-конструкторская работа была полностью финансирована за счёт средств ГЛОНАСС, поэтому мы имеем все эксклюзивные права на её дальнейшее использование и готовы сотрудничать с компаниями, у которых возникнет интерес к разработке», – сказал Сергей Оксенюк.

Впрочем, дело не только в цене, не менее важны технические моменты. «Важно понимать принцип работы устройства. Каким образом оно будет делать замеры и насколько они будут точны? Например, как прибор распознает, находятся в полувагоне остатки ранее перевозимого груза или, скажем, выпавший снег? Участникам рынка важно понимать, как работают технология и её стоимость. Не менее существенный вопрос – защита разработки. Дорогие приборы, которые легко снять, привлекают злоумышленников. Сегодня, например, большой популярностью среди них пользуются элементы тормозных систем вагонов с повышенной нагрузкой на ось. Если система защиты будет слабой, не каждый оператор захочет устанавливать у себя такое оборудование», – прокомментировал «Гудку» заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «Первая грузовая компания» Вадим Урьяс.

По его мнению, разработка интересна прежде всего для грузовладельцев. Они смогут контролировать сохранность грузов. Для операторов важно снижение процента забраковки вагонов из-за того, что в них найдены остатки ранее перевозимого груза. Но сможет ли новая разработка удовлетворить интересы всех сторон, пока не известно.

По словам первого заместителя генерального директора по стратегии и продукту НПК «Объединённая вагонная компания» Алексея Соколова, холдинг уже на протяжении нескольких лет проводит на сети РЖД эксперименты с установкой на вагоны телеметрии и систем точного позиционирования. Система ГЛОНАСС/GPS, которой оснащены вагоны, в режиме реального времени передаёт информацию о нарушениях нормативной эксплуатации вагона с привязкой к точной локации. Оборудование также измеряет развесовку вагонов по тележкам и фиксирует ненормативные ситуации – удары, наклоны, напряжения.

Источник: ГУДОК