Историю ДМЗ отсчитывают с 1935 года, с открытия небольшого завода по изготовлению аппаратуры для химической промышленности в здании бывшей шелкоткацкой фабрики в д. Демихово Московской области. Сегодня ДМЗ – ведущее предприятие по выпуску электропоездов в России, где произведено более 11600 вагонов. Завод входит в состав ТМХ – технологического лидера, ведущего российского машиностроительного холдинга с собственными инновационными разработками.
Генеральный директор АО «ДМЗ» Владимир Александрович Чекалин к 90-летию компании рассказал ОПЖТ о проектах завода и перспективных планах.
Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, каких успехов предприятию удалось достичь в последние годы?
На протяжении последних трех лет наш завод, как и все предприятия ТМХ, вел активную работу по повышению локализации производства продукции и развитию внутрихолдинговой кооперации. Что касается локализации – доля отечественных комплектующих в выпускаемых сейчас моделях подвижного состава ЭП2ДМ и ЭП3Д достигает практически 100%. Мы работаем с большим количеством российских компаний, поставляющих детали и узлы электропоездов. Например, для новой модели ЭП2ДМ – это более 80 предприятий. Тем самым мы создаем вокруг себя «экосистему», обеспечиваем загрузку и помогаем развивать потенциал отечественным производителям.
Модель ЭП2ДМ мы начали производить серийно с сентября 2023 года, сегодня эти поезда эксплуатируются уже на 7 из 16 полигонов железных дорог России. Как в ЭП2ДМ, так и в модели переменного тока ЭП3Д обеспечен необходимый уровень комфорта и безопасности для пассажиров. При этом наш подвижной состав является экономичным в эксплуатации, что выгодно компаниям-перевозчикам. Новые модели во многом унифицированы с ранее производимыми, поэтому для обслуживания подходит имеющаяся инфраструктура. Мы видим, что наша продукция востребована: электропоезда, которые выпускает ДМЗ, нужны стране, а значит, мы делаем важное дело.
Хочу отметить в качестве достижений нашего предприятия освоение новых направлений деятельности в достаточно сжатые сроки. Мы ежегодно наращиваем объем по капитальному ремонту электропоездов собственного производства. Например, в 2023 году отремонтировано 128 вагонов, в 2024-ом – уже 269. Чтобы выполнить эту задачу, мы активно применяли методы операционной системы ТМХ и освоили ремонт отдельных комплектующих своими силами. В результате смогли сократить ремонтный цикл одного вагона в три раза.
Второй важный проект, который мы реализовали в прошлом году – освоение производства редукторов для электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0», выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ, входит в состав ТМХ). Это стало значимым этапом в развитии кооперации между предприятиями холдинга, ведь мы не только поставляем готовую продукцию на ТВЗ, но и используем при изготовлении электродвигатели производства «ТМХ-Электротех» (входит в состав ТМХ).
Какие проекты стали наиболее значимыми, на Ваш взгляд?
Ключевыми проектами для нас являются те, значимость которых признана на государственном уровне. На нашем предприятии при поддержке Фонда развития промышленности (ФРП) реализуется программа «Развитие пассажирского транспорта и освоение производства редукторов для моторвагонного подвижного состава». Общая сумма инвестиций, выделенных по ней нашему предприятию, составила 1,8 млрд рублей, из которых 1,45 млрд рублей – льготный займ ФРП. В рамках программы мы в кратчайшие сроки и с минимальными затратами смогли реализовать проекты, которые я упоминал: локализовать производство новых моделей поездов, увеличить мощности по ремонту, освоить выпуск редукторов.
Последний проект особенно важен, так как позволил нам усовершенствовать механосборочное, колесное и термообрабатывающее производство. Поддержка ФРП и ТМХ дала серьезный импульс развития. Мы приобрели 11 единиц оборудования, в том числе токарные, фрезерные, шлифовальные обрабатывающие центры с программным управлением и новый отечественный комплекс термической обработки.
Мы не только закупили станки, но и модернизировали цеха, создали комфортные условия труда. Сегодня в ТМХ принят такой стандарт: параллельно с внедрением проектов по производству совершенствуем объекты инфраструктуры. Мы придерживаемся этого правила: за прошлый год на заводе произведен ремонт производственных помещений и мест общего пользования общей площадью 6,3 тыс. кв. м. Люди должны чувствовать себя на заводе, как дома – также комфортно и уютно, только тогда можно требовать от них качества, производительности и лояльности к предприятию.
Какая стратегия развития предприятия принята на ближайшее будущее?
Сейчас вокруг нас – переменчивый мир, нужно быстро реагировать на меняющиеся факторы. Рынок – как внешний, так и внутренний – требует от нас расширения компетенций. Важно уметь в сжатые сроки внедрять в производство новые продукты и делать их качественно. Сейчас мы в тесном сотрудничестве с другими предприятиями холдинга работаем над освоением производства нескольких видов подвижного состава.
Один из таких проектов – дизель-поезд ДП2Д. Он выполнен в концепции push-pull («тяни-толкай») и состоит из локомотива и модифицированных вагонов электропоезда. Управление поездом может осуществляться как из кабины тепловоза, так и из головного вагона в зависимости от направления движения. Такой подвижной состав, как мы ожидаем, будет востребован на участках с гибким пассажиропотоком. Это позволит региональным перевозчикам обеспечить достойный уровень комфорта на пригородных маршрутах, которые не имеют электрификации. Сейчас ДП2Д проходит испытания, завершить сертификацию планируем к концу года.
Можете ли Вы поделиться прогнозами по производству и ремонту на текущий год? Какие объемы ожидает компания, какие электропоезда запланированы к выпуску?
В текущем году большую долю в объеме выпуска нашего предприятия составят вагоны, поступившие на капитальный ремонт. Поэтому мы не перестаем совершенствовать ремонтное производство. Это важная часть нашей деятельности, и ей уделяем повышенное внимание. Что касается выпуска новых электропоездов – продолжится их производство как для Московского региона, где нашим ключевым заказчиком является Центральная пригородная пассажирская компания, так и для других областей страны. Планируется, что наши поезда в этом году отправятся на Горьковскую, Дальневосточную, Западно-Сибирскую, Северо-Кавказскую, Южно-Уральскую, Октябрьскую железные дороги. Также работаем над экспортными контрактами со странами СНГ.
За год мы планируем произвести и отремонтировать более 700 вагонов. В это число входит выпуск новых ЭП2ДМ и ЭП3Д, капитальный ремонт ЭП2Д и других моделей. Кроме того, мы будем обеспечивать Метровагонваш (МВМ, входит в ТМХ) колесными парами для вагонов метро, а ТВЗ – моторно-редукторными блоками для «Иволги». Проектов много, они разноплановые, но мы не останавливаемся на достигнутом. Завод является важным звеном внутрихолдинговой кооперации и стратегически важным предприятием как для Подмосковья, так и для страны в целом. У ДМЗ огромный потенциал, и мы готовы осваивать новые компетенции.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности