04.12.2023

В РФ до сих пор нет высокоскоростных железнодорожных магистралей

Первую высокоскоростную железную дорогу в России построят из Москвы в Санкт-Петербург. Существующая инфраструктура в пик перевозок работает на пределе возможностей. Строительство ВСМ окажет большой мультипликативный эффект на экономику страны, позволит увеличить перевозки пассажиров и грузов.

Сейчас по поручению президента Минтранс, федеральные министерства, РЖД и Сбербанк проводят оценку материалов проекта первой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург, отмечает представитель РЖД. Также идет оценка финансовой и организационно-правовой моделей, сценарных вариантов реализации проекта. Планируется производство первого российского высокоскоростного поезда, замечает он. Головным разработчиком выступает АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» (совместное предприятие ОАО «РЖД» и АО «Синара - Транспортные машины»).

Заместитель гендиректора группы «Синара» Антон Зубихин в конце августа сообщил, что компания в 2024 г. собирается начать строительство в Москве завода по выпуску высокоскоростных поездов, а первый состав рассчитывает произвести в 2027 г. С 2028 по 2032 г. планируется выпустить 50 электропоездов для ВСМ Москва - Санкт-Петербург, пояснил он.

Разрешить проблемы

В августе этого года Владимир Путин заявил, что проведет переговоры с президентом Белоруссии Александром Лукашенко о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Минском. Он также заявил о целесообразности строительства в будущем ВСМ до Нижнего Новгорода, Казани, Воронежа и Урала. Кроме того, высокоскоростную железную дорогу, по мнению Путина, можно было бы построить от Москвы до Адлера с возможностью сообщения с Луганском и Донецком. 

Традиционно проекты развития ВСМ в других странах финансировались либо преимущественно из государственных бюджетов (Европа), либо целиком (Япония, Китай), говорит генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян. Когда возвращать капитальные затраты оператору ВСМ не нужно, пассажиры получают относительно недорогие билеты, что способствует росту популярности таких перевозок, поясняет он.
«Для «народной» ВСМ необходимо значительное участие в финансировании федерального бюджета. Для России наиболее востребованными линиями, исходя из потребительского спроса, будут линии из Москвы в Санкт-Петербург, на юг и восток», - говорит Саакян.

Предел роста

Постоянный рост пассажиро- и грузопотока в ближайшие годы может столкнуться с достижением предельной пропускной способности существующих путей. Это ограничивает возможности для роста экономики в целом, поскольку именно инфраструктура определяет стоимость и скорость логистики. В частности, за 10 месяцев 2023 г. объем перевозок пассажиров в дальнем следовании вырос по отношению к аналогичному периоду 2022 г. на 13%, а к 2021 г. - на 30%. Несмотря на бурный рост прошлых лет, РЖД и эксперты по итогам 2023 г. ожидают рост перевозок по ж/д. 

По прогнозу ИПЕМа, объем перевозок за 2023 г. может достигнуть 120 млн человек. При этом в сезонные пики (новогодние, майские праздники, летний сезон) билеты раскупаются задолго до дат отправления поездов, замечает Саакян. «Транспортная подвижность населения на железнодорожном транспорте выросла, и не только из-за ограничений авиасообщения на юге России. Поездки с туристическими, развлекательными и бытовыми целями - серьезный драйвер роста», - говорит он.
По мнению Саакяна, удовлетворить спрос на перевозки пассажиров можно, только построив отдельные пути на крупных пассажирских направлениях, по которым не будут ходить медленные грузовые поезда. Однако строительство ВСМ только на основных направлениях может стать ограничителем социально-экономического развития регионов, где не будет высокоскоростного движения, заключил он.

Источник: ИПЕМ