30.09.2025

В следующем году правительство РФ может выделить 10 млрд руб. на реализацию программы trade-in по грузовым вагонам

Первым зампредом правительства России Денисом Мантуровым поручено рассмотреть данный вопрос причастным ведомствам: Минфину, Минтрансу и Минпромторгу.

Вагоностроителей поддержат утильсбором

Как следует из поручения первого вице-премьера РФ (есть в распоряжении редакции РЖД-Партнера), указанную сумму предполагается выделить из госбюджета в 2026 году за счет поступления средств от утилизационного сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства и прицепы к ним. Рассмотреть данный вопрос профильным министерствам поручено до конца октября 2025 года.

С просьбой приступить к реализации программы trade-in по грузовым вагонам обратился в правительство руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий.

По его мнению, такой шаг стал бы действенной мерой поддержки вагоностроения, переживающего сегодня серьезный спад производства.

Потенциально, в среднесрочной перспективе, активизации заказов на постройку вагонов не предвидится. Минимальные объемы списания по сроку службы в 2026–2031 годах (27–37 тыс. ед. ежегодно) вместе со слабым спросом на подвижной состав означают низкую загрузку вагоностроительных заводов.

Согласно оценке, на реализацию механизма trade-in требуется выделение порядка 10 млрд руб. ежегодно в течение 3 лет. При этом соответствующая программа рассматривается пока как мера субсидирования приобретения новых полувагонов с улучшенными характеристиками (нагрузкой 25 тс) при условии сдачи в утилизацию парка типовых конструкций.

Как отмечает руководитель департамента маркетинга УК «РМ Рейл» Дмитрий Нарежный, доля инновации в структуре вагоностроения по итогам 2025 года может приблизиться к 49–50%. Соответственно, в дальнейшем она перешагнет рубеж в 50%.

Для сети инновация в первую очередь дает эффект при перевозке угля.

Так, в этом году на восток может быть отгружено 152 млн т угольной продукции, говорит эксперт. Если перевести этот объем исключительно инновационным подвижным составом, то в годовом выражении это даст сокращение примерно на 200 тыс. вагоноотправок за счет увеличения объема перевозок в одном вагоне.

«Это, в свою очередь, дает оптимизацию. То есть если вы делаете меньше вагоноотправок, чтобы вывести один и тот же объем груза, вам нужно меньше парка», – резюмирует Д. Нарежный.

Как омолодить молодой парк

РЖД-Партнер уже сообщал, что в целом идея trade-in поддерживается многими участниками рынка, вместе с тем нужна проработка порядка и условий реализации такой программы.

Даже в случае одобрения бюджетного финансирования задача стоит непростая. На сегодня у вагонного парка России самый молодой возраст. В среднем он сегодня составляет 13 лет при средней норме эксплуатации 28 лет.

В операторском сообществе предлагают реализовывать программу trade-in при условии сдачи в утилизацию подвижного состава в последней трети срока службы. Ожидается, что за каждые 3 списываемых вагона государство будет предоставлять утилизационную премию на покупку 1 инновационного вагона. При этом также должно быть предусмотрено стимулирование списания, которое позволит обеспечить равномерность закупки новых вагонов в горизонте ближайших 10 лет.

Кроме того, операторы рассчитывают на поддержку государства в решении вопроса о взаимозаменяемости узлов и запчастей при строительстве и ремонте инновационного подвижного состава различных производителей, а также обеспечить равный доступ к соответствующей технической документации. Это, помимо прочего, повысит привлекательность инновации среди потенциальных заказчиков.

Источник: РЖД-Партнер