13.04.2020

Железнодорожное машиностроение России: результаты 2019 года и перспективы отрасли

В 2019 году рост производства продукции в натуральном выражении наблюдался во всех сферах железнодорожного машиностроения, за исключением выпуска пассажирских вагонов локомотивной тяги. Многие сферы показали рекорды как в натуральном, так и финансовом выражении. Долгосрочные планы и потребности ряда российских крупнейших потребителей позволяют ожидать сохранения позитивного тренда для железнодорожного машиностроения России в целом, однако ряд сегментов может столкнуться с ограничением спроса ввиду конъюнктурных факторов.

Заявление: Открытая публикация данной статьи, вышедшей в феврале 2020 года, осуществлена в рамках комплекса мероприятий «Техники железных дорог» по поддержке железнодорожного машиностроения в условиях сложной экономической ситуации и ограничений коммуникационных возможностей, вызванных мерами противодействия пандемии коронавируса COVID-19. В рамках кампании ранее была предоставлена возможность бесплатного размещения рекламных модулей в еженедельных обзорах.

Краткий обзор

Прошедший год для российского машиностроения был отмечен историческим рекордом: объем отгрузки в финансовом выражении составил 794,6 млрд руб., что на 12,4% больше, чем в 2018 году (рис. 1). Наиболее динамично росли сферы производства путевой техники (21,3 млрд руб., +77,6% к 2018 году), локомотивостроения (122,6 млрд руб., +56,6%) и производства моторвагонного подвижного состава (87,8 млрд руб., +19,3%).

Рисунок 1. Стоимость отгруженной продукции предприятий отрасли железнодорожного машиностроения в 2015-2019 годах, млрд руб.
 
Поставки на экспорт в целом сохранились на уровне предыдущего года: на зарубежные рынки было поставлено продукции на 903,1 млн долл. (+1,5% к 2018 году). Точкой роста стали пассажирские вагоны (увеличение в 2 раза к 2018 году), однако снизились финансовые значения по отгрузке локомотивов (-35%) и моторвагонного подвижного состава (-35,7%). Структура экспорта за последние 3 года представлена на рисунке 2.
 

Рисунок 2. Экспорт продукции железнодорожного машиностроения России в 2017-2019 годах, млн долл.

Столь значительный рост экспорта пассажирских вагонов был достигнут за счет реализации ряда контрактов на поставку железнодорожным администрациям стран СНГ – в Казахстан (58,9 млн долл.), Белоруссию (11,5 млн долл.) и Узбекистан (5,3 млн долл.). Сокращение экспорта локомотивов связано с завершением поставок маневровых тепловозов ТГМ8км, произведенных Людиновским тепловозостроительным заводом (входит в АО «Синара – Транспортные машины») для железных дорог Кубы. Общий объем поставок этих тепловозов в 2017-2019 годах составил 48 единиц. В свою очередь, сокращение экспорта моторвагонного подвижного состава связано с завершением контрактов АО «Метровагонмаш» на поставку вагонов метрополитена для Баку (Азербайджан) и модернизации подвижного состава для метрополитена Будапешта (Венгрия).

Дополнительно: Обзор «Мировой рынок железнодорожного машиностроения»

Магистральные локомотивы: объемы выпуска в 2019 году и планы 2020 года

Актуально: В каждом выпуске журнала «Техника железных дорог» ежеквартально публикуется статистическая информация о динамике производства в отрасли (в том числе в натуральных показателях по по предприятиям).

Рост производства в локомотивостроении был связан с повышением спроса со стороны ключевого заказчика – ОАО «РЖД». В 2019 году холдинг превысил планы закупок и приобрел 738 локомотивов (в том числе 223 маневровых) вместо запланированных 674, что было связано с потребностью в дополнительном подвижном составе для перевозок грузов на Восточном полигоне. Парк компании пополнили и совершенно новые машины – 12 единиц 3ТЭ25К2М (АО «УК «БМЗ», входит в АО «ТМХ») и 2 единицы 2ЭС7 (ООО «Уральские локомотивы», входит в Группу «Синара»). Для магистральных пассажирских перевозок было приобретено 54 локомотива (35 электровозов и 19 тепловозов), для магистральных грузовых – 357 электровозов и 123 тепловоза.


Рисунок 3. Структура закупок локомотивов ОАО "РЖД" по производителям в 2017-2019 годах, ед.

Основу закупки составили локомотивы производства АО «ТМХ»: на долю компании пришлось 75% продукции, что соответствует прошлому году (рис. 3). Планы ОАО «РЖД» на 2020 год пока ниже, чем в 2019 году: на 5% ниже плана прошлого года и на 13% ниже фактических поставок. В этом году у предприятий, входящих в АО «ТМХ», холдинг планирует заказать 475 локомотивов. Таким образом, доля крупнейшего производителя в целом сохранится на том же уровне – 74%.

Напомним, что закупка тягового подвижного состава осуществляется ОАО «РЖД» в рамках Долгосрочной программы развития до 2025 года (ДПР), которой предусмотрена закупка 5 825 локомотивов в течение 8 лет. По окончании действия ДПР компания будет строить планы закупок подвижного состава исходя из запланированных объемов перевозок и их структуры.

Маневровые локомотивы: объемы выпуска в 2019 году и планы 2020 года

Актуально: В каждом выпуске журнала «Техника железных дорог» ежеквартально публикуется статистическая информация о динамике производства в отрасли (в том числе в натуральных показателях по по предприятиям).

Вступление в силу в августе 2018 года положений ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» в части требований к маневровой тяге не оказало значительного влияния на рост спроса к данному виду подвижного состава со стороны частных компаний по состоянию на конец 2019 года. Так, общий рост поставок маневровых локомотивов на территории РФ в прошлом году составил 37%, в то время как частным структурам было поставлено 50 маневровых локомотивов, что на 9% меньше, чем в 2018 году (рис. 4). Как показывает опрос рынка и публичная позиция частных владельцев маневровых локомотивов, в целом потенциальный спрос превышает текущие объемы поставок, однако высокая стоимость новой техники и избыточные, по мнению потребителей, технические характеристики его существенно ограничивают. Высокая стоимость маневровых тепловозов обусловлена сохраняющейся зависимостью от импорта ключевых комплектующих (включая электродвигатели) и загрузкой мощностей локомотивостроительных заводов со стороны ОАО «РЖД».


Рисунок 4. Потребление маневровых тепловозов в России в 2015-2019 годах, ед.

В рамках складывающейся на путях необщего пользования неблагоприятной обстановки участниками рынка было сформировано предложение вывести из-под действия ТР ТС 001/2011 маневровые тепловозы, не выходящие на пути общего пользования [1]. Соответствующее решение было принято на уровне Правительства РФ в 2017 году, однако пока так и не утверждено ЕЭК. Таким образом, неопределенность в части перспектив обновления парка маневровых тепловозов частных предприятий продолжает сохраняться. Однако не менее важно достигнуть определенности относительно эксплуатационных характеристик требуемых промышленными предприятиями локомотивов, что позволит производителям разработать и запустить новую линейку подвижного состава.

Процесс обновления парка также требуется обеспечить государственной поддержкой, которая будет направлена на снижение финансовой нагрузки на промышленность и реализацию задач импортозамещения с целью сокращения издержек производителей. Не менее определяющими для отрасли будут темпы становления альтернативных механизмов управления маневровым парком – лизинга, аренды/предоставления маневровой тяги по аналогии с существующим рынком оперирования грузовыми вагонами.

Дополнительно: Прогноз по выпуску маневровых локомотивов в 2020 году

Электропоезда: объемы выпуска в 2019 году и планы 2020 года

Актуально: В каждом выпуске журнала «Техника железных дорог» ежеквартально публикуется статистическая информация о динамике производства в отрасли (в том числе в натуральных показателях по по предприятиям).

Рынок производства вагонов электропоездов в 2019 году продемонстрировал значительный рост: всего было выпущено 844 вагона, что в 1,5 раза больше, чем в 2018 году. Планы основного заказчика данного вида подвижного состава в России – АО «Центральная ППК» (ЦППК), осуществляющего пригородные перевозки в Московском транспортном узле и смежных регионах, – предполагали закупку 30 электропоездов ЭП2Д в 11-вагонной составности и были реализованы полностью. Стоимость поставок составила 44 млрд руб. При этом годом ранее ЦППК закупила 20 электропоездов в 11-вагонной составности.

Знаковым событием 2019 года стал выход на рынок электропоездов АО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ, входит в АО «ТМХ»). На предприятии по заказу ЦППК было налажено серийное производство электропоездов ЭГ2Тв «Иволга», предназначенных для эксплуатации на Московских центральных диаметрах (МЦД). Всего на ТВЗ было выпущено в прошлом году 227 вагонов электропоездов, что обеспечило значительный вклад в рост производства по сегменту в целом (рис. 5) и принесло предприятию 22 млрд руб. выручки.


Рисунок 5. Структура производства вагонов электропоездов российскими предприятиями в 2017-2019 годах, ед. вагонов

В адрес других пригородных компаний был поставлен еще 21 электропоезд в 4-вагонной составности, в том числе 5 поездов были успешно запущены в эксплуатацию на линиях АО «Волго-Вятская ППК». Приобретение подвижного состава регионами стало возможным в том числе благодаря субсидиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ [2] и позволяющим производителям подвижного состава предоставлять скидки покупателям нового МВПС. Ежегодный объем субсидий с 2018 по 2020 год составляет по 1,5 млрд руб. Для эксплуатации на Московском центральном кольце ОАО «РЖД» были закуплены 8 электропоездов ЭС2Г в 5-вагонной составности. Также 13 «Ласточек» повышенной комфортности (1 ЭС2ГП и 12 ЭС1П) в 5-вагонной составности поступили в Московскую дирекцию скоростного сообщения, еще 5 электропоездов (1 ЭС2ГП и 4 ЭС1П) – в Северо-Западную дирекцию скоростного сообщения.

Также в июне 2019 году между Siemens, Группой «Синара» и ОАО «РЖД» был подписан контракт стоимостью 513,5 млн евро на поставку 13 электропоездов «Сапсан» в 10-вагонной составности. Поезда будут произведены в Крефельде (Германия), в то время как ряд компонентов (включая систему безопасности, радиосистему, систему оповещения пассажиров) будет поставлен российскими предприятиями. Окончательная сборка составов будет произведена на мощностях депо «Металлострой» в Санкт-Петербурге.

Относительно перспектив 2020 года на данный момент озвучены планы ЦППК по закупке 10 электропоездов ЭП2Д в 11-вагонном исполнении в первой половине года для пригородных перевозок. Также необходимо учитывать, что запуск следующих трех направлений проекта МЦД, запланированный на 2021-2024 годы, создаст значительный дополнительный спрос на новые электропоезда, поставщики которых будут выбраны в рамках конкурсных процедур.

Вагоны метро: объемы выпуска в 2019 году и планы 2020 года

Актуально: В каждом выпуске журнала «Техника железных дорог» ежеквартально публикуется статистическая информация о динамике производства в отрасли (в том числе в натуральных показателях по по предприятиям).

Динамика производства метропоездов по итогам 2019 года продолжает оставаться позитивной, однако драйверами спроса все также являются стабильные заказы от метрополитенов крупнейших городов России – Москвы и Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что метрополитен столицы продолжает оставаться единственным в стране, имеющим долгосрочные планы развития.

Общий объем производства в 2019 году составил 798 вагонов метро, что в 1,5 раза больше, чем в 2018 году. Весь подвижной состав был выпущен предприятиями АО «ТМХ» – АО «Метровагонмаш» и ОАО «ОЭВРЗ» (рис. 6). На поставки в Москву пришлось 73% произведенных вагонов метро (584 единицы вместо запланированных 552 единиц в начале года). На долю Санкт-Петербурга пришлось 11,5% произведенных вагонов (92 единицы).


Рисунок 6. Производство вагонов метров в России по предприятиям в 2017-2019 годах, ед. вагонов

Перспективы спроса на вагоны метро в ближайший год можно оценить только по Москве. Согласно программе столицы по развитию транспортной системы [3] в 2020 и 2021 годах прогнозный объем финансирования приобретения вагонов метрополитена составит 44,68 млрд руб. и 43,99 млрд руб. соответственно против 41,52 млрд руб. в 2019 году. Планируемый Москвой объем закупки – 672 вагонов в 2020 году и 662 вагона в 2021-м. Другие города России, имеющие системы метрополитена, также прорабатывают планы закупки подвижного состава, однако ввиду ограниченности инвестиционных ресурсов (исключение – Санкт-Петербург) их объемы заказов значительно ниже и не имеют значительного влияния на загрузку производителей.

Рынок трамваев: объемы выпуска в 2019 году и планы 2020 года

Актуально: В каждом выпуске журнала «Техника железных дорог» ежеквартально публикуется статистическая информация о динамике производства в отрасли (в том числе в натуральных показателях по по предприятиям).

Основным драйвером спроса на трамваи также является Москва, однако в целом по России сохраняется неоднозначная ситуация, связанная с отсутствием долгосрочного оплаченного спроса на подвижной состав в ряде регионов. В то же время наряду с ростом производства трамвайных вагонов (в 2019 году производители отгрузили 214 вагонов, +9% к предыдущему году) наблюдался рост поставок подвижного состава именно в регионы. Так, если в 2018 году 60% поставок в натуральном выражении приходилось на Москву и Санкт-Петербург (53% и 7% соответственно) [4], то в 2019 году доля мегаполисов сократилась до 56% (рис. 7).


Рисунок 7. Структура поставок трамвайных вагонов по регионам в 2019 году, ед.

В то же время в регионах сохраняется нестабильность спроса на городской рельсовый транспорт, долгосрочные планы обновления городского рельсового транспорта имеются только у трамвайных систем Москвы (до 2021 года) и Санкт-Петербурга (до 2025 года). Зачастую в связи с дефицитом бюджета на обновление парка трамвайные системы небольших городов вынуждены приобретать б/у трамваи более крупных систем. Например, в начале 2020 года трамвайная система Ангарска приобрела 10 вагонов 2007-2009 годов производства, ранее эксплуатировавшихся в Москве.

В отсутствие целеполагающих документов, формирующих системный подход к обновлению трамвайных парков РФ не только в крупных, но и в небольших городах, корректное прогнозирование объемов производства трамвайной продукции на ближайшую перспективу является проблематичным. Однако парк трамвайных систем Российской Федерации характеризуется высокой долей трамваев, требующих обновления. В частности, на долю вагонов старше 25 лет приходится порядка 57,5% парка, что говорит о высоком потенциальном спросе.

Пассажирские вагоны локомотивной тяги: объемы выпуска в 2019 году и планы 2020 года

Актуально: В каждом выпуске журнала «Техника железных дорог» ежеквартально публикуется статистическая информация о динамике производства в отрасли (в том числе в натуральных показателях по по предприятиям).

Главным событием 2019 года и одновременно драйвером роста производства в сфере пассажирских вагонов локомотивной тяги является заключенный в феврале прошлого года долгосрочный контракт между ТВЗ и АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) на поставку 3,7 тыс. вагонов (2,6 тыс. – «твердый» заказ, 1,1 тыс. – опцион) до 2025 года стоимостью 236 млрд руб. Этот контракт является не только крупнейшим в России, но и, по оценкам IRJ Pro Fleet Monitor, самым крупным в мире за весь 2019 год [5].

В 2019 году ФПК закупила у ТВЗ 574 вагона (при плане 524 вагона), в 2020-м планируется увеличение закупок на 6% до 610 вагонов, в том числе 168 двухэтажных и 442 одноэтажных. Как отмечалось ранее, развитие получило и экспортное направление. В декабре 2019 года было подписано соглашение о финансировании сделки на поставку в течение ближайших 5 лет 1 300 пассажирских вагонов российско-венгерским консорциумом «Трансмашхолдинг-Венгрия КФТ» в адрес Египетских национальных железных дорог. Стоимость контракта – 1 млрд евро. Согласно официальной информации на мощностях ТВЗ будет выпущена половина вагонов по этому контракту, по остальным завод выступит ключевым производителем компонентов.

Однако, как и ожидалось [4], в 2019 году производство пассажирских вагонов сократилось на 14,9% по отношению к 2018 году и составило 822 единиц. В то же время загруженность заказами в части и пассажирских вагонов, и МВПС позволяет ТВЗ реализовывать программу по развитию продуктовой линейки и переходу на поставки более современного и комфортабельного подвижного состава [6].

Путевая техника

В 2019 году стоимость путевой техники, приобретенной ОАО «РЖД», составила 23,8 млрд руб., что на 84,5% превышает стоимость заказа 2018 года.

Выполнение ДПР ОАО «РЖД» является основным фактором роста спроса на путевую технику в России. В рамках ее реализации планируется значительное обновление парка путевых машин на более высокоэффективную и цифровизированную технику. Ключевым для формирования планов производителей по развитию и выпуску новой техники является возникновение определенности относительно технических требований ОАО «РЖД» [7]. В соответствии с планами Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) ОАО «РЖД» в 2018-2025 годах планируется закупка 2 138 единиц путевой техники, в том числе средств малой механизации.

Грузовые вагоны: объемы выпуска в 2019 году и прогноз на 2020 год

Актуально: В каждом выпуске журнала «Техника железных дорог» ежеквартально публикуется статистическая информация о динамике производства в отрасли (в том числе в натуральных показателях по по предприятиям).

В 2019 году рекордным за весь постсоветский период стал не только годовой объем производства грузовых вагонов (79,6 тыс. единиц). Так, в пяти месяцах в течение года (в марте, апреле, июне, июле и октябре) были превышены пиковые месячные значения, при этом в октябре объем выпуска достиг 7 467 единиц (в среднем 241 вагон в день). Крупнейшим игроком среди вагоностроителей в 2019 году стало ПАО «НПК «ОВК», на чью долю пришлось 26,4% выпущенных вагонов. Второе место заняло АО «НПК «Уралвагонзавод» (22,8%). Третьим по объему производства стало АО «Рузхиммаш» (13,7%), потеснив с данного места АО «Алтайвагон».

Дополнительно: О лидерах вагоностроения России в 2020 году

Производство инновационных вагонов в натуральном выражении выросло на 3,8% до 27,4 тыс. единиц. При этом в относительном выражении доля инновационных вагонов в общей структуре выпуска продолжает снижаться и в 2019 году составила 34,4% (рис. 8). Изменения затронули и непосредственно структуру производства инновационных вагонов, в которой доля полувагонов продолжает сокращаться.


Рисунок 8. Доля производства инновационных вагонов в 2017-2019 годах

У рекордного объема производства есть обратная сторона. В отличие от других сегментов рынка железнодорожного машиностроения, где имеются долгосрочные планы закупок у крупнейших заказчиков, а значит, и планы равномерной загрузки предприятий, рынок грузового вагоностроения зависит от краткосрочной (относительно упомянутых сегментов) конъюнктуры рынка.

Так, по оценкам ИПЕМ, в 2020 году объем выпуска может сократиться до 60-65 тыс. грузовых вагонов. Такие ожидания уже подтверждаются динамикой факторов, оказывающих ключевое воздействие на рынок, – погрузки на сети ОАО «РЖД» и ставок операторов [8], показанных на рисунке 9. Кроме того, по данным ОАО «РЖД» [9], на начало 2020 года на сети зафиксирован профицит грузовых вагонов в размере 60 тыс. ваг. В этих условиях высок риск, что «перегретые» в прошлые годы мощности производителей окажутся невостребованными, рисунок 10 [10].


Рисунок 9. Погрузка на сети ОАО "РЖД" и ставка на грузовые вагоны в 2019 году

 


Рисунок 10. Риски снижения спроса на грузовые вагоны в 2022-2025 годах для производителей (оценка проведена в начале 2020 года)

Дополнительно: Особенности долгосрочного прогнозирования на рынке грузовых вагонов

Выводы

Росту спроса на грузовой подвижной состав в последние годы способствовало увеличение погрузки на сети ОАО «РЖД», а на пассажирский – масштабные программы модернизации транспорта в Москве и Санкт-Петербурге. В результате в 2019 году в железнодорожном машиностроении сложились комфортные условия для развития на фоне устойчивого спроса на подвижной состав во всех сегментах.

Перспективы же отрасли пока выглядят не столь однозначными. Определенно значительный спад произойдет в сегменте производства полувагонов из-за перенасыщения рынка, на специализированные вагоны спрос будет оставаться устойчивым. По остальным сегментам, где основными заказчиками являются ОАО «РЖД» и его ДЗО, перспективы спроса будут коррелировать с динамикой и структурой погрузки. Спрос на пассажирский подвижной состав останется стабильным ввиду социальной значимости данной продукции для государства и международными договоренностями.

Будущее спроса частных предприятий на маневровые тепловозы существенно зависит от готовности производителей и заказчиков идти навстречу друг другу в части технических характеристик и цены подвижного состава. В сегментах городского рельсового транспорта и пригородных поездов спрос на текущем уровне может сохраняться на протяжении нескольких лет с учетом масштабной потребности Московской и Санкт-Петербургской агломераций в обновлении парка (электропоезда, трамваи и вагоны метро) и наличием у этих регионов соответствующих финансовых возможностей. Перспективы экспортных поставок не подлежат корректной аналитической оценке из-за сохраняющейся зависимости международного рынка железнодорожного машиностроения от геополитических факторов и межправительственных договоренностей.

Дополнительно: К чему готовиться машиностроителям в текущих условиях?

А.А. Поликарпов,
заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
 
И.А. Скок,
руководитель отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ
 
«Техника железных дорог», № 1 (49) февраль 2020

Источник: ИПЕМ