Представители компаний отвечают на традиционный опрос «Гудка».
Ильдус Халиков, генеральный директор АО «Агентство рефперевозок»:
– Наша компания владеет собственным подвижным составом (около 70%). Недостающее количество мы «закрываем» долгосрочной арендой парка (около 30%).
В текущих реалиях покупка дополнительного состава не является для нас целесообразной. Объём железнодорожных перевозок падает, следовательно, на рынке наблюдается профицит парка. Помимо этого, в 2025 году возможен пересмотр железнодорожных тарифов на инфраструктуру. В какую сторону – непонятно. Поэтому мы планируем продолжать аренду парка, тем более на рынке достаточно предложений по аренде подвижного состава на ближайшие 3 года.
Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО «Новая перевозочная компания» (входит в Группу Globaltrans):
– В этом году на фоне слабой рыночной конъюнктуры мы значительно сократили объёмы покупки парка. Во втором полугодии закупок нового парка пока не планируем. Инвестиционные затраты будут сосредоточены только на обслуживании.
На 2021 год окончательные планы не сформированы, но сейчас предпосылок для вложений в новые вагоны нет. Что же касается аренды, это может быть интересно в плане развития «нишевых» проектов Группы Globaltrans – нашей материнской компании, которая в последние годы успешно развивает перевозки нефтехимии в танк-контейнерах и металлургических грузов в специализированных контейнерах.
Сегодня ставки достаточно слабые и нет условий для эффективных инвестиций в обновление парка. Производители должны больше смотреть в сторону узкоспециализированных вагонов, которые по большей части подходят к срокам окончания эксплуатации. Это и крытые вагоны, и минераловозы, и другие виды подвижного состава.
Дмитрий Кутателадзе, директор по развитию ООО «Рускон»:
– Наша компания вышла из операторской модели, сейчас мы работаем по собственной схеме взаимодействия с транспортно-логистической компанией «ТрансКонтейнер».
Как бывший оператор, можем отметить, что в текущих условиях наиболее выгодным для участников рынка является аренда подвижного состава. Причиной этому является падение ставок на аренду. В таком случае компании легче управлять своими финансами и быть более гибкой на рынке.
Если рассматривать долгосрочное планирование, то наличие собственного подвижного состава также выгодно. Однако только в том случае, когда у оператора есть грузовая база. Это обеспечивает востребованность собственного состава, что не подразумевает финансовых трат на его простой.
Александр Сиверцев, заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS:
– Наша компания не планирует покупку подвижного состава. Выгодной для нас является аренда парка под конкретные задачи. Мы стараемся работать с различными собственниками подвижного состава, чтобы предлагать своим клиентам лучшие решения по оптимальным ценам.
Крупные игроки контейнерного рынка активно приобретали новый подвижной состав в расчёте на рост перевозок. Мы видим, что в 2020 году объём контейнерных перевозок вырос. Однако не весь парк востребован и загружен на 100%. Как итог – ставка на пользование 80-футовым вагоном в среднем снизилась с 2500 до 1800 руб. за сутки. Нужно отметить, что стоимость предоставления сильно зависит от направления перевозки, т.к. имеется дисбаланс в направлении импорт/экспорт. В целом тенденция к понижению ставки суточного пользования сохраняется.
Алексей Барбариуш, генеральный директор компании «ТрансЛес»:
– Учитывая конъюнктуру рынка, для оператора сейчас более предпочтительна аренда подвижного состава. Но, кроме покупки или аренды, рынок предлагает грузовладельцу гораздо более разнообразные схемы. По своему опыту могу сказать, что одна из наиболее эффективных мер на рынке перевозок лесных грузов – привлечение парка на технический рейс при гарантии обеспечения подвижным составом со стороны оператора. Владелец груза в этом случае получает страховку сезонных колебаний объёмов своих перевозок и экономию издержек, связанную с любыми формами владения подвижным составом, будь то приобретённый или арендованный парк.
При такой форме взаимодействия расходы грузовладельца напрямую связаны с фактически отгруженным объёмом груза без затрат на аренду подвижного состава, его содержание, простой в период сезонных спадов. Многие предприятия приходят к тому, что полностью передают функцию обеспечения железнодорожной логистики на аутсорсинг. Отдавая собственный парк в управление операторской компании, они концентрируют ресурсы на профильной деятельности.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности