04.02.2020

К лизингу железнодорожного транспорта стоит подходить консервативно

Лизинг грузового подвижного состава в 2019 году складывался не лучшим образом. По предварительным оценкам, он показал весьма чувствительное снижение по сравнению с показателем 2018-го – на 300 с лишним миллиардов рублей. Во-первых, значительное влияние на рынок лизинга оказала конъюнктура рынков некоторых грузов, прежде всего, угля, металлов, лесных грузов, которых в прошлом году на сети железных дорог было погружено меньше. Во-вторых, сыграло свою роль снижение объемов списания старых вагонов, что привело к сокращению проблемы дефицита вагонного парка.

Учитывая, что, по различным оценкам, проблема дефицита вагонов стала меньше, перспективы лизинга железнодорожного транспорта сейчас зависят в первую очередь от состояния экономики и спроса на перевозки в целом. Вместе с тем зафиксированный в прошлом году дефицит запасных частей к вагонам продолжит оказывать свое влияние на рынок лизинга подвижного состава и в 2020 году. Большое значение будет иметь доступность финансовых ресурсов, возможность для компаний привлечь их на приемлемых условиях. Поэтому в целом ожидания по росту объемов лизинга железнодорожной техники сейчас скорее довольно консервативные.

Здесь следует сказать, что производство различных вагонов, в том числе специализированных, постепенно увеличивается (так, по данным Росстата, производство вагонов грузовых магистральных широкой колеи составило: в 2017 г. – 58 338 ед.; в 2018 г. – 68 920 ед.; в 2019 г. – 79 627 ед.), что, с одной стороны, дает возможность для увеличения лизинга, а с другой – влияет на него негативно, так как это приводит к снижению цен на подвижной состав и предоставляет операторам возможность приобретать его сразу в собственность. Поэтому перспективы увеличения объемов лизинга специализированного состава остаются сложными. Что касается видов подвижного состава, имеющих наилучшие перспективы, можно выделить газовые цистерны и фитинговые платформы. Первые будут пользоваться повышенным спросом благодаря либерализации газового рынка, развитию рынка газомоторного топлива, а вторые – благодаря увеличению объемов перевозок контейнеров, как в транзитном сообщении по РФ по маршруту Азия – Европа, так и во внутреннем сообщении.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

Источник: РЖД-Партнер