29.09.2023

К вагоностроителям пришёл Центробанк

На конец сентября количество подвижного состава на сети обновило очередной рекорд, достигнув 1,307 млн единиц, притом что в декабре 2022 года было 1,28 млн.

Как полагает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник, выпуск грузовых вагонов в 2023 году может достигнуть 60 тыс. единиц и превысить объём производства парка в 2022-м более чем на 15%.

Примерно такой же прогноз (58–60 тыс. вагонов) дают руководитель Департамента маркетинга ООО «УК РМ Рейл» Георгий Зобов и начальник управления маркетинга и стратегического планирования АО «УВЗ-Транс» Станислав Золотарёв. При этом увеличение парка сильно сказывается на показателях оборота вагона.

«Сеть работает при дефиците провозных мощностей и не успевает за производством. Средний оборот вагона в последние годы постоянно растёт и сегодня достиг 18,3 суток, – отметил заместитель начальника Департамента коммерческой работы АО «Новая перевозочная компания» Андрей Коровкин. – Снижение оборота на одни сутки эквивалентно сокращению парка вагонов на 50 тыс., то есть равно примерно годовому производству подвижного состава в стране».

В конце августа на Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.Экспо» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Михаил Глазков отмечал, что лишний парк, исходя из объёмов перевозок, оценивается в 190 тыс. вагонов и это негативно сказывается на эксплуатационной работе.

«Говорят, давайте поместим лишние вагоны на пути для отстоя, но на железнодорожной сети никогда не строили инфраструктуру под отстой, всё было направлено на развитие перевозок, – сказал Михаил Глазков. – С 2018 года средний оборот вагона увеличился на 3,3 суток».

Правда, есть вероятность, что если не в этом году (пока крупные операторы продолжают выкупать его по прежним ценам), так в следующем темпы выпуска всё-таки снизятся. Сегодня на рынке сложилась уникальная ситуация: запредельный за короткое время скачок стоимости нового подвижного состава (с 3 до более 6 млн руб. за вагон), высокий спрос с невозможностью приобрести его в ближайшие год-два, а также поднятие ставки рефинансирования Центробанком до 13%. Последнее означает значительное ужесточение лизингового кредитования, при котором выгодно заказывать новые вагоны.

Источник: ГУДОК