24.10.2023

Медиарейтинг железнодорожных операторов III квартал 2023 года

По данным системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа «СКАН-Интерфакс» в III квартале 2023 года Группа FESCO продолжает возглавлять рейтинг медиаприсутствия железнодорожных операторов с 2 319 сообщениями. Вторую и третью позиции сохраняют за собой "ТрансКонтейнер" (1 038 материалов) и железнодорожный холдинг НПК ОВК (833 публикации). Стоит отметить, что все операторы по сравнению с предыдущим периодом ухудшили свои результаты на 4%, 27% и 3% соответственно.

Лидером рейтинга по индексу заметности также стала группа FESCO, однако компания снизила итоговый показатель на 8%. На втором месте — крупнейший частный железнодорожный оператор в России Globaltrans — 287 516. При этом компания переместилась на три позиции вверх в сравнении со II кварталом 2023 года, улучшив результат на 149%. Индекс заметности НПК ОВК, которая поднялась с четвертой на третью строчку, вырос на 97%, до 239 478. Обращает на себя внимание тот факт, что "ТрансКонтейнер" впервые за долгое время остался за пределами тройки лидеров, заняв четвертое место.

В то же время "ТрансКонтейнер" возглавил рейтинг по охвату аудитории — 37,2 млн (47,7 млн в предыдущем периоде), отодвинув на вторую позицию Группу FESCO — 32,7 млн (48,8 млн в II квартале 2023 года). Третью строчку с охватом 20,3 млн сохранил за собой Globaltrans. Необходимо подчеркнуть, что все компании первой тройки снизили свои показатели на 22%, 33% и 22% соответственно.

На лидирующее положение транспортной группы FESCO в рейтинге упоминаний существенно повлияло ее участие в VIII Восточном экономическом форуме (ВЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, транспортная группа построит в городе Микунь Республики Коми грузовой транспортный терминал с объемом инвестиций в 900 млн рублей. Соответствующее соглашение заключили глава республики Владимир Уйба и председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов. Также стороны в ходе ВЭФ подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие транспортно-логистических проектов. Кроме того, FESCO заключила соглашения о сотрудничестве с компанией Jilin Northeast Asia Railway Group и Союзом китайских предпринимателей "ЭЛУС" для увеличения объемов перевозок между РФ и КНР, с ООО "Атлас Майнинг" (структура УГМК) при перевозках продукции горнодобывающей промышленности на внутрироссийских направлениях и в страны Юго-Восточной Азии, а также с Транспортно-инвестиционной корпорацией провинции Хэйлунцзян (Heilongjiang Transportation Investment Group, КНР) о развитии перевозок широкой номенклатуры грузов между Россией и Китаем. Помимо прочего, компания рассматривает возможность создания логистического хаба в Индии, сообщил в кулуарах ВЭФ президент транспортной группы Аркадий Коростелев. Кроме того, по информации главы совета директоров FESCO Андрея Северилова, компания обсуждает с Минпромторгом РФ возможность создания транспортного-логистического центра в Африке.

Другим значимым событием стало участие FESCO во втором саммите и экономическом и гуманитарном форуме "Россия-Африка", который проходил 27-28 июля в Санкт-Петербурге. В числе ключевых новостей: FESCO совместно с Российско-египетским деловым советом будут развивать транспортно-логистические сервисы группы в Египте; транспортная группа до конца ноября рассчитывает запустить морскую линию по доставке из Египта в Новороссийск плодоовощной продукции в рефрижераторных контейнерах; FESCO и Новосибирскхлебопродукт заключили соглашение, направленное на развитие поставок агропромышленной продукции в страны Северной Африки, а также в Юго-Восточную Азию и Турцию; транспортная группа готова перевозить автомобили Lada в Африку и купить для этого автовозы - при наличии твердого заказа; FESCO и Ассоциация экономического сотрудничества со странами Африки заключили соглашение о намерениях, направленное на развитие транспортно-логистических сервисов между Россией и африканскими государствами. Кроме этого, председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов принял участие в сессии "Ведение бизнеса в Африке: риски, условия, и возможности" на полях саммита "Россия-Африка", в ходе которой он рассказал о развитии транзитных направлений транспортной группы и расширении взаимодействия между Россией и Африкой. Также он сообщил, что возвращаться к выплате дивидендов FESCO пока нецелесообразно, а всю чистую прибыль надо направлять на инвестиции.

Обсуждаемым в СМИ инфоповодом о FESCO стала новость о том, что транспортная группа совместно с РЖД построят дополнительный железнодорожный путь, соединяющий станцию Владивосток и Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в группу FESCO). Это позволит увеличить количество обрабатываемых контейнерных поездов в порту на 40%, сообщила FESCO. Проектом предусмотрены строительство из ВМТП второго выхода на станцию Владивосток, а также проведение реконструкции путей приемоотправочного парка стан.

Широкий резонанс в СМИ вызвало участие «Трансконтейнера» (входит в ГК «Дело») в Восточном экономическом форуме-2023. В числе ключевых новостей: заявления основателя и крупнейшего акционера ГК "Дело" Сергея Шишкарева о сохранении с госкорпорацией "Росатом" пропорции долей в группе и вводе паритета в совете директоров, планах построить контейнерный хаб в Астрахани и обзавестись собственным флотом в Каспийском море, а также о заинтересованности транспортно-логистического холдинга в развитии партнерства с приграничными России странами Азии, а также Турцией, Египтом, ОАЭ и Индией; заявления президента «Трансконтейнера» Виталия Евдокименко о планах компании до 2026 года увеличить перерабатывающую способность своих контейнерных терминалов более чем на 1 млн TEU и обратиться в правительство РФ с просьбой о пересмотре введенного несколько лет назад запрета на продление срока службы подвижного состава, а также о резком падении выпуска железнодорожных платформ для контейнеров в России на фоне роста самих перевозок. Кроме того, «Трансконтейнер» на полях ВЭФ заключил с ООО "Цифровая логистика" (входит в цифровой холдинг "РЖД-технологии") меморандум о сотрудничестве, направленный на развитие транспортных сервисов в России, странах СНГ и третьих странах, и подписал соглашение о взаимодействии с правительством Приморского края, в рамках которого партнеры будут укреплять сотрудничество для создания контейнерного терминала в районе станции Угловая Дальневосточной железной дороги.

Важным событием в инфополе «Трансконтейнера» стала новость о том, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, начальник СвЖД Иван Колесников и директор уральского филиала контейнерного оператора Андрей Кривошапкин 11 июля подписали дорожную карту по созданию транспортно-логистического центра "Екатеринбург". Он станет одним из ключевых объектов инфраструктуры в рамках проекта "Сухой порт". Подписание дорожной карты прошло на полях международной промышленной выставки «ИННОПРОМ».

Большое внимание СМИ было уделено сообщению о том, что «Трансконтейнер» стал учредителем ООО "Контейнерный терминал Усады", которое займется строительством и эксплуатацией контейнерного терминала в Домодедовском районе Подмосковья. "Объект проектной мощностью 424 тыс. ДФЭ в год будет иметь примыкание к железнодорожной станции Усады", - отмечается в сообщении оператора. После ввода терминала в эксплуатацию в Усадах будет сформирован центр консолидации грузов для отправок продукции из европейской части страны на ключевые мировые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, а также обеспечения субъектов РФ, в том числе Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В центре внимания СМИ в III квартале 2023 года оказались новости об итогах торгов на российском рынке акций, на котором ценные бумаги НПК «Объединенная вагонная компания» показывали разнонаправленную динамику.

Повышенный интерес прессы вызвало решение акционеров НПК «ОВК» увеличить уставной капитал компании на 12,5 млрд рублей путем размещения дополнительных обыкновенных акций. "Увеличить уставный капитал публичного акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Объединенная вагонная компания" путем размещения дополнительных обыкновенных акций в количестве 12 500 000 000 штук номинальной стоимостью 1 рубль", - отмечается в отчете компании на официальном сайте размещения информации. Ранее НПК «ОВК» сообщила, что 12 сентября 2023 г. внеочередное общее собрание акционеров компании рассмотрит вопрос об увеличении уставного капитала. Стоимость акций производителя грузовых вагонов на фоне допэмиссии снижалась в течение 2 дней.

За исследуемый период НПК «ОВК» также активно упоминалась в связи с отчетностью по МСФО за 2022 год. Убыток компании вырос в 3 раза по сравнению с предыдущим годом, до 18,8 млрд руб. против 6,3 млрд руб. в 2021 г. Совокупный убыток ОВК увеличился в 2022 г. в 5,4 раза до 22,4 млрд руб. Выручка корпорации снизилась за отчетный период в 1,7 раза, составив 41,9 млрд руб.

Взлеты и падения

Существенный скачок в рейтинге медиаприсутствия показали компании БалтТрансСервис и ХК «Новотранс».

Так, БалтТрансСервис в сравнении со II кварталом 2023 года поднялся на 6 позиций по количеству упоминаний (+64%). В центре внимания СМИ оказалась новость о том, что на Брянском машиностроительном заводе за первое полугодие текущего года реализовали 122 маневровых тепловоза ТЭМ18ДМ и 58 магистральных грузовых тепловозов серии 2ТЭ25КМ. Упоминалось, что тепловозы 2ТЭ25КМ эксплуатируются в локомотивном парке БалтТрансСервиса.

В свою очередь, ХК «Новотранс» по сравнению с предыдущим периодом поднялся на 3 позиции по количеству упоминаний (+75%) и на 3 места по индексу заметности (+253%). Такое перемещение компании в рейтингах связано с сообщениями СМИ о том, что транспортный холдинг установил финальный ориентир ставки 1-го купона 3-летних облигаций серии 001Р-04 объемом 6 млрд руб. на уровне 12,25% годовых. Кроме того, в прессе обсуждалось празднование коллективом каширского вагоноремонтного завода "Новотранс" 10-летия предприятия.

В рейтинге по индексу заметности существенный скачок по сравнении со II кварталом 2023 года отмечен у железнодорожного оператора «Атлант». Компания поднялась сразу на 9 позиций (+82%). Объем экспорта угля из России к 2030 году может вырасти на 28% – до 252 млн тонн в год. Такой прогноз в ходе бизнес-форума Coal Drive 2023, который проводится в Анталье при участии ИАА "ПортНьюс", сделал генеральный директор «Атланта» Владимир Сосипаторов. По его мнению, дальнейший прирост добычи угля в России будет связан именно с экспортными поставками.

По сравнению с предыдущим периодом заметное передвижение (с 15 на 7 место) в рейтинге по охвату аудитории показала НПК «Объединенная вагонная компания». Повышенный интерес СМИ вызвало решение акционеров производителя грузового подвижного состава увеличить уставной капитал компании на 12,5 млрд руб. путем размещения дополнительных обыкновенных акций.

Значительно снизили свои результаты в медиарейтингах Трансойл (минус 3 позиции по количеству упоминаний), Газпромтранс (компания опустилась на 2 строчки по количеству упоминаний, на 3 места по индексу заметности и на 7 позиций по охвату аудитории), Евросиб СПб-ТС (снижение на 7 строчек по индексу заметности) и Уралхим-Транс (минус 4 места по индексу заметности).

Главные темы публикаций:

1    Железнодорожные операторы (РЖД, группа FESCO, Трансконтейнер, РЖД Логистика) приняли участие в VIII Восточном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений. Также в рамках деловой программы ВЭФ состоялась экспертная дискуссия "Железнодорожная логистика нового времени. Реалии, вызовы и возможности".
2    РЖД выступили соорганизатором прошедшего в июле Форума будущих технологий "Вычисления и связь. Квантовый мир", а также совместно с Росатомом организовали выставку передовых разработок в области квантовых технологий.
3    Железнодорожные операторы (РЖД, группа FESCO) приняли участие в состоявшемся в Санкт-Петербурге 27-28 июля саммите "Россия – Африка", рамках которого был подписан ряд соглашений.
4    Сайт и мобильное приложение РЖД в июле подверглись массированной хакерской атаке.
5    СМИ обсуждали дефицит топлива в южных регионах РФ и проблемы со своевременной поставкой РЖД вагонов с нефтепродуктами в адреса конечных филиалов топливопоставляющих компаний. Перевозчик заявлял, что держит на особом контроле транспортировку топлива в регионы и отдает приоритет внутрироссийским перевозкам.
6    РЖД тестирует в пилотном режиме разработанного МегаФоном голосового робота, который проводит первичное собеседование с потенциальными сотрудниками.
7    Премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время рабочей поездки в Бурятию 25 июля посетил Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод и пообещал дать поручение Минпромторгу, Минтрансу и РЖД рассмотреть варианты поддержки устойчивого заказа для расширения провозной мощности.
8    Правительство ввело временное ограничение на вывоз за границу бензина и дизельного топлива "для стабилизации цен на внутреннем рынке", сообщила 21 сентября пресс-служба кабмина. Исключения для экспорта в постановлении сделаны для поставок в страны ЕАЭС. Под ограничения также не попадает топливо, уже принятое к перевозке РЖД.
9    Участники Всероссийского хакатона проекта "Цифровой прорыв – 2023" разработали решения ИИ для пропуска вагонопотока, размещения грузов и голосового помощника для машиниста. Одним из кейсодержателей выступили РЖД.
10    РЖД с 1 октября увеличит оклады своих сотрудников на 3%, сообщила пресс-служба компании. Прибавку получат также специалисты учреждений, подконтрольных РЖД.

СКАН-Интерфакс — это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.

Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определённый период.

Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.

Охват аудитории —среднесуточный показатель потенциальной аудитории СМИ на дату публикации.

Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.


Источник: РЖД-Партнер