Команда ROLLINGSTOCK отобрала наиболее значимые события и тренды, которые произошли на мировом рынке рельсового подвижного состава в 2023 году.
В 2023 году в мире стал особенно заметен спрос на внедрение бортовых датчиков, позволяющих контролировать различные параметры грузовых вагонов в онлайн-режиме. Многие глобальные игроки выводят на рынок монетизируемые цифровые сервисы, включающие возможности оперативного мониторинга за парком грузового подвижного состава.
Так, начало года было отмечено значительным заказом для американской Amsted Rail на поставку 7 тыс. бортовых телематических устройств IQ Series в адрес европейской лизинговой компании Ermewa. Спустя несколько месяцев Amsted Rail заключила еще один долгосрочный контракт на поставку таких датчиков с европейской «дочкой» вагоностроительной Greenbrier. На фоне растущего спроса Amsted Rail в сентябре запустила приложение, которое позволяет в онлайн-режиме отслеживать местоположение и загрузку вагона, его пробег, расчетное время прибытия, а также фиксировать повреждения и другие параметры.
В течение года фиксировался растущий спрос и на датчики крупнейшего игрока рынка телематики – швейцарской Nexxiot. Ее выбрала Ermewa для поставки бортовых телематических устройств Globehopper, передающих данные о местоположении, пробеге, характере использования вагонов, ударных нагрузках и другой информации. Потенциально технология может быть внедрена на парк Ermewa из более 45 тыс. грузовых вагонов. О планах оборудовать в 2023 году более 1,7 тыс. крытых вагонов и автомобилевозов датчиками Nexxiot заявила и американская ТТХ. Стоит отметить, что Nexxiot также является одним из участников масштабного североамериканского проекта по внедрению телематики на грузовых вагонах RailPulse.
Датчик GPS от Nexxiot, установленный на грузовой вагон Union Pacific в рамках проекта RailPulse. Источник: Union Pacific
В части цифровых приложений Nexxiot уже пошла дальше Amsted Rail. Так, компания в 2023 году представила аналитическое приложение на основе собираемых телематических данных с вагонов и контейнеров. Предполагается, что запросы подаются в свободной форме, а самообучаемые алгоритмы системы уже подбирают данные и предоставляют в форме графиков, карт и др. Также масштабирование получило сотрудничество Nexxiot с Knorr-Bremse: компании сейчас совместно работают над созданием единого технологического решения для мониторинга и анализа состояния компонентов грузовых и пассажирских поездов. Оно предполагает платный доступ к данным в режиме подписки.
О планах создания телематической системы для североамериканского рынка грузовых вагонов сообщала и нидерландская IMT. Проект реализуется в партнерстве с американским вагоностроителем Wabtec. Датчики предполагается устанавливать на новый и эксплуатируемый подвижной состав, а также на танк-контейнеры. В свою очередь сама Wabtec разрабатывает телематическое решение по оснащению грузовых вагонов датчиками контроля состояния тормозной системы и вагонных тележек в рамках французского проекта MONITOR.
Рендер магистрального грузового электровоза Siemens Mobility для Indian Railways. Источник: Siemens Mobility
Индийский рынок уже несколько лет является одной из основных мировых точек роста спроса на подвижной состав. Заключение масштабных контрактов, предполагающих развитие производственных мощностей и трансфер технологий в рамках национальной программы Make in India, продолжилось и в 2023 году, однако ознаменовалось приходом новых глобальных поставщиков рельсовой техники.
Так, в начале года национальный перевозчик Indian Railways (IR) заключил контракт с Siemens Mobility на поставку 1,2 тыс. магистральных грузовых электровозов. По последним данным от производителя, стоимость сделки составляет €2,9 млрд. Сборка подвижного состава будет организована в бывшем депо перевозчика в Даходе, которое должно быть модернизировано для расширения производственных мощностей. Уже в 2024 году должны быть выпущены первые 5 электровозов, вся партия — до 2034 года.
Если Siemens Mobility ранее была представлена в Индии на рынке СЦБ и комплектующих, то для «Трансмашхолдинга» (ТМХ) подписание контракта с IR на поставку и обслуживание 120 электропоездов Vande Bharat со спальными вагонами стало дебютным выходом на индийский рынок. Для участия в конкурсе ТМХ сформировал консорциум Kinet Railway Solutions с индийским партнером Rail Vikas Nigam и предложил наименьшую цену за выполнение заказа, обойдя таким образом заявки от местных производителей, а также Siemens Mobility, Alstom и Stadler. По данным ТМХ, общая стоимость сделки на поставку и 35-летнее обслуживание поездов с учетом заложенной индексации потенциально составит $6,5 млрд. Первые прототипы поездов ожидаются до конца 2025 года.
Испытания поездов CR400AF-J и CR400BF-J на мосту через залив Мэйчжоу. Источник: Хinhua
Летом 2023 года национальный перевозчик China Railway сообщил об успешном завершении испытаний компонентов, которые планируется применить в перспективном поезде CR450 c эксплуатационной скоростью 400 км/ч (конструкционная же должна составить 450 км/ч). Компонентами были укомплектованы два испытательных поезда CR400AF-J и CR400BF-J, которые проходят тесты с апреля 2022 года. Они проехали навстречу друг другу со скоростью 453 км/ч по мосту через залив Мэйчжоу (скорость сближения составила 891 км/ч). Во время испытательных пробегов было выполнено 57 исследований при движении с разной скоростью на мостах, в тоннелях и на участках в кривых, позволяющих оценить поведение компонентов в движении, изменение аэродинамики и шума при работе на высокой скорости на открытой местности и в туннеле.
Модель CR450 должна стать финальной в развитии платформы CRRC Fuxing. В подвижном составе будут применены 9 новейших решений, разработанных Китаем, в том числе вихретоковый тормоз, углеродно-керамический тормозной диск, система тяги с постоянными магнитами и пантограф с активным управление.
Ранее ведущий инженер Китайской академии железнодорожных наук Чжао Хунвэй сообщала, что технический проект поезда должен быть завершен в 2024 году. Весной публиковались фото сборки прототипа, однако дальнейшей информации о его производстве в открытых источниках не публиковалось. По словам Хунвэя, разработка поезда сталкивается со множеством сложностей. Кроме того, нужно принять стандарты, которые должны повысить разрешенную эксплуатационную скорость с 350 до 400 км/ч.
Электропоезд городской железнодорожной системы Копенгагена S-tog. Источник: The STB/flickr
В мае национальный перевозчик DSB опубликовал тендер на поставку и обслуживание 226 поездов с наивысшим уровнем автоматизации GoA4 для городской железнодорожной системы Копенгагена S-tog. Квалификационный отбор на конкурс уже прошли Alstom, CAF и консорциум Siemens Mobility и Stadler.
Стоимость потенциального заказа заявлена в €3,5 млрд. Конкурс также предполагает опцион на 100 поездов и увеличение срока обслуживания с 30 до 44 лет. Эксплуатационная скорость поездов должна составлять 120-160 км/ч. Перевозчик рассчитывает выбрать победителя весной 2025 года и приступить к испытаниям первых составов в 2028 году. В свою очередь ввод в эксплуатацию нового парка запланирован с 2029 по 2037 год.
Уже известно, что поставщиком бортовых устройств системы управления движением по радиоканалу CBTC для 226 поездов станет Siemens Mobility. Компания была выбрана без проведения тендера, так как ранее установила данную систему на всей сети S-tog.
Как рассказал в интервью изданию pro.ing.dk директор по стратегии и подвижному составу DSB Юрген Мюллер, обеспечивать безопасность трассы изначально предлагалось с помощью технологии акустического зондирования DAS в сочетании с датчиками в передней части поезда. Однако теперь компания склоняется к другому варианту: между станциями пути будут огорожены, а на платформах установят системы обнаружения объектов. От платформенных дверей решено отказаться.
Производство вагонов поезда Aventra на заводе Alstom в Дерби, Великобритания. Источник: City A.M.
Осенью компания опубликовала отчет за первое финансовое полугодие 23/24 (апрель-сентябрь 2024 года), в котором она сообщила о резком наращивании отрицательного свободного денежного потока (Free Cash Flow) до -€1,1 млрд, увеличении чистого долга на 60,8%, до -€3,4 млрд, и сокращении поступления новых заказов на 16%, с €10 млрд до €8,4 млрд. Как отметил председатель совета директоров и генеральный директор Alstom Анри Пупар-Лафарж, негативные показатели связаны со сложностями с производством электропоездов платформы Aventra на заводе в британском Дерби и интеграцией активов Bombardier Transportation, поглощенной в начале 2021 года. Согласно отчетности Alstom, убытки и другие расходы компании за первое финансовое полугодие 2023/24 составили €92 млн, из которых €65 млн связаны с интеграцией Bombardier Transportation.
Производитель представил план из пяти пунктов по оптимизации работы приобретенных активов в своем периметре. Они включают повышение маржинальности портфеля заказов, наращивание выпуска подвижного состава, улучшение графика выполнения поставок, сокращение оборачиваемости запасов, а также сокращение 1,5 тыс. рабочих мест. При этом наибольшее сокращение – 1,3 тыс. – должно коснуться завода в британском Дерби из-за отсутствия долгосрочных заказов. Стоит отметить, что летом британская ассоциация железнодорожной промышленности RIA сообщала, что видит риски закрытия ряда заводов в стране без новых заказов на подвижной состав.
Производство электропоездов на заводе Stadler в швейцарском Буснанге, май 2023 года. Источник: Ben Jones/X
Швейцарский производитель сохраняет положительную динамику развития, уже не первый раз обновляя свои рекорды. Так, по итогам 2022 года компания сообщила о новых рекордных выручке, притоке новых заказов и размере общего портфеля контрактов. На фоне этого консультанты из SCI Verkehr в прошлом году заявили, что Stadler вошла в топ-3 мирового рынка подвижного состава, а сама компания по итогам 1-го полугодия-2023 еще существеннее нарастила портфель заказов, увеличив его на 20% относительно конца 2022 года до €26,4 млрд. Итоги за весь 2023 год Stadler пока не публиковала.
Самым крупным за отчетный период для производителя стал заказ на поставку в 2025-2030 годах 537 пассажирских вагонов локомотивной тяги в Казахстан с их последующим обслуживанием в течение 20 лет. Соответствующий контракт стоимостью €2,3 млрд был заключен с национальным перевозчиком «Казахстан Темир Жолы». Также в марте-2023 компания подписала с норвежским перевозчиком Norske tog контракт на поставку 17 поездов дальнего следования FLIRT Nordic Express. Сделка включает опцион на еще 66 поездов.
Кроме того, Stadler заключила ряд крупных контрактов и по моторвагонному подвижному составу. Одной из самых заметных сделок стал твердый контракт стоимостью около €600 млн на поставку 35 двухэтажных электропоездов KISS национальному австрийскому перевозчику OBB. При этом общее рамочное cоглашение 2022 года между Stadler и OBB включает поставку до 186 таких поездов. Дополнительно OBB заказала 16 гибридных поездов FLIRT Akku с тягой от контактной сети и накопителей: это твердая часть от еще одного рамочного соглашения на 104 поезда за €1,3 млрд. Значительное количество сделок Stadler оформила и в сегментах трамваев и локомотивов.
Рендер спального вагона класса «комфорт» для сервиса ночных поездов Intercity Notte. Источник: Skoda Group
В 2023 году итальянское подразделение производителя Titagarh Firema, специализирующееся на производстве поездов метро и электропоездов, вышло на два новых для себя сегмента рынка: пассажирские и грузовые вагоны. Так, в начале лета компания заключила первый в своей истории контракт стоимостью €5 млн на поставку 36 фитинговых платформ для местной компании по обслуживанию железнодорожной инфраструктуры GCF. Как заявлял управляющий директор Titagarh Firema Карло Логли, компания прогнозирует поставку около сотни грузовых вагонов в течение 2024 года и расширение производства в 2025 году за счет создания цеха по производству 40-, 45-, 60- и 90-футовых платформ на площадке в Казерте.
Затем в августе в консорциуме с чешской Skoda Group компания получила крупнейший в своей истории заказ стоимостью €732,5 млн на поставку до 370 пассажирских вагонов для национального перевозчика Trenitalia. Твердая часть сделки предусматривает поставку за €138,6 млн 70 вагонов для сервиса ночных поездов Intercity Notte. Подвижной состав должен быть введен в эксплуатацию до конца июня 2026 года.
Titagarh является частной компанией. Под стратегию экспансии на глобальном рынке актив производителя в Италии был в 2022 году докапитализирован государственным инвестиционным агентством Invitalia и фондом Hawk Eye из ОАЭ.
Пульт дистанционного управления электропоездами «Ласточка» на МЦК во время испытаний. Источник: РЖД/Telegram
В конце марта впервые в мировой практике два поезда, дистанционно управляемые машинистом-оператором, двигались в общем потоке. Такие испытания национальный перевозчик РЖД на Московском центральном кольце (МЦК), являющемся частью городской железнодорожной системы столицы. Машинист-оператор, находившийся в центре управления в Андроновке, поочередно удаленно управлял поездами ЭС2Г-113 (установлена автоматика уровня УА3 – аналог GoA3) и ЭС2Г-136 (УА3+) через цифровой радиоканал 4G.
Автоматизация движения на МЦК прорабатывается силами одного из научных центров РЖД – НИИАС – с 2017 года. Цель – сократить интервалы движения между поездами до 3 минут. Сейчас в работе также находится создание поезда с полностью беспилотным уровнем автоматизации УА4. В РЖД заявляют, что на максимальном уровне автоматизации один машинист-оператор сможет дистанционно управлять 4 поездами. Появление подвижного состава, оснащенного соответствующими технологиями, ожидалось изначально в 2022 году, но было перенесено, так как производителю – «Синара – Транспортные Машины» – потребовалось время на разработку и постановку в производство новых поездов ЭС104. Возможность применения высокого уровень автоматизации управления также закладывается в проект российского высокоскоростного поезда.
Презентация локомотива XNY с аккумуляторной тягой на заводе CRRC в Чжучжоу. Источник: Xinhua
В прошлом году китайский производитель продолжил взятый в последние годы курс на развитие линейки подвижного состава с силовыми установками, призванными стать заменой дизельным двигателям или реализовать гибридную тягу. Так, в ноябре компания презентовала самый мощный в своем портфолио аккумуляторный маневровый локомотив. Машина модели XNY мощностью 1,5 МВт получила литий-железо-фосфатный аккумулятор, который позволяет ей перевозить составы массой 1,2 тыс. т на расстояние до 128 км. Она создана по заказу китайской металлургической компании Lianyuan Iron & Steel.
Еще одна модель локомотива CHA3C1, выпущенная для другой местной компании Meishan Iron & Steel, оснащена дизелем MTU мощностью 380 кВт и литий-титанатной батареей емкостью 315 кВт*ч и может работать в дизельном, аккумуляторном и гибридном режимах.
В то же время для экспортной поставки в Чили компания выпустила водородный маневровый локомотив. Его тяга обеспечивается блоком водородных топливных элементов мощностью 400 кВт и аккумуляторными батареями мощностью 600 кВт. Заявляется, что он может перевозить составы массой 1 тыс. т на расстояние около 400 км.
Кроме того, в 2023 году компания выполнила первый типовой проект модернизации тепловоза под водородную тягу. Локомотив, получивший название Ningdong, укомплектован водородным двигателем мощностью 800 кВт с запасом хода 190 часов. Сейчас в Китае курсирует более 7,8 тыс. тепловозов. Как заявляет CRRC, данный проект подойдет для модернизации 90% из них.
Еще одним важным событием стало получение европейской «дочкой» CRRC – Vossloh RS из Германии – контракта на поставку до 187 маневровых гибридных локомотивов для немецкой лизинговой компании Railpool. Линейка локомотивов Modula с тремя различными комбинациями тяги была представлена Vossloh RS в 2022 году.
Гибридный поезд Hitachi Blues в Италии. Источник: transportrail
Японский производитель сообщил, что будет вести такие декларации Social Product Declaration (SPD). Компания отмечает, что совместно с оператором данных о корпоративной устойчивости EPD International подготовила соответствующую опросную форму и провела расчет «социального следа» для платформы гибридных поездов Masaccio. Такие машины модели HTR 412 Blues сейчас поставляются в Италию.
В принятый Hitachi Rail расчет «этического следа» идет не только конечная продукция, но и показатели поставщиков в части соблюдения законодательства, безопасности труда, справедливых зарплат и гендерного равенства. В частности, в отчет по поезду Masaccio включены также оценки поставщиков сырья (сталь, медь, алюминий) из 23 стран. Показатели предполагается оценивать на протяжении всего 30-40-летнего жизненного цикла, от проектирования и поиска комплектаторов до вывода из эксплуатации и утилизации. В Hitachi Rail дополнительно говорят, что на базе механизма SPD будет создана единая автоматизированная платформа сбора перечисленных данных у более 20 тыс. поставщиков.
Фото анонса: Датчик Bogie IQ производства Amsted Rail. Источник: Amsted Rail
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности