13.10.2023

Применение нового шестиосного вагона-платформы

ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ КОНТЕЙНЕРОВ ПРИ ПОВЫШЕНИИ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ДО 140 КМ/Ч С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВОГО ШЕСТИОСНОГО ФИТИНГОВОГО ВАГОНА-ПЛАТФОРМЫ Винникова К.О. (АО «ВНИИЖТ», г. Москва, Россия)

В настоящее время грузовое движение по железным дорогам РФ осуществляется с ограничением скорости до 90 км/ч. Однако, существуют запросы со стороны грузоотправителей на контейнерные перевозки железнодорожным транспортом с существенным сокращением сроков доставки грузов.

В связи с этим в ОАО «РЖД» ведётся комплексная работа по повышению допускаемых скоростей движения контейнерных поездов. Она включает в себя разработку нового подвижного состава, оценку перспективных направлений перевозок, внесение изменений в правила доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта и другие мероприятия, направленные на стимулирование скоростных перевозок грузов. Схематичное изображение дорожной карты проекта развития Холдинга «РЖД» в сегменте скоростных перевозок контейнеров представлено на рисунке 1.

б1.png

Для обеспечения повышения скоростей контейнерных перевозок с технической и технологической точки зрения необходимо применение новых моделей шестиосных скоростных платформ - фитингов, имеющих эксплуатационную скорость до 140 км/ч, разработка новых 3-х секционных электровозов, имеющих эксплуатационную скорость до 140 км/ч, изменение технологии пропуска контейнерных поездов, а именно пропуск их в пакете с пассажирским составом, что обеспечивает сокращение коэффициента съема других грузовых поездов.

Первым этапом при формировании данной услуги является разработка новой модели вагона-платформы, которая позволяла бы реализовывать данное повышение скорости. Такая платформа была разработана компанией Синара Транспортные машины. Это платформа модели 13-6704 в 6-осном исполнении с погрузочной длиной 80-футов.

АО «ВНИИЖТ» были рассмотрены вопросы оценки влияния повышения скоростей контейнерных перевозок с использованием данной модели вагонов на изменение расходов ОАО «РЖД». Схематично общий методический подход при оценке изменения затрат ОАО «РЖД» при повышении допускаемых скоростей движения до 140 км/ч представлен на рисунке 2.

б2(1).png

Тарифы на перевозку контейнеров в новом типе подвижного состава в наст время формируются в соответствии с изменением себестоимости. По этой причине актуальной является актуальной задача оценки изменения себестоимости.

Тариф на перевозку контейнеров в новом типе подвижного состава в настоящее время формируется в соответствии с изменением себестоимости данного вида перевозок для ОАО «РЖД». По этой причине актуальной является задача оценки изменения себестоимости в зависимости от технических и технологических параметров перспективного вида перевозки.

В рамках работы АО ВНИИЖТ был проведен сравнительный расчёт себестоимости по вариантам перевозок контейнерных поездов:

– базового варианта перевозок контейнеров маршрутными отправками с действующими скоростями движения на 4-осных вагонах-платформах длиной 25,69 м по осям сцепления автосцепок;

– нескольких вариантов повышения допускаемых скоростей перевозок контейнерных поездов на перспективных 6-осных вагонах – платформах модели 13- 6704.

Оценка изменения расходов ОАО «РЖД» при повышении скорости перевозок контейнеров основана на методическом аппарате, разработанном в исследованиях АО «ВНИИЖТ» и заключается в определении полных затрат в части локомотивной и инфраструктурной составляющих. Структура полных затрат ОАО «РЖД» на основе разработанной параметрической модели себестоимости представлена на рисунке 3.

Методология оценки себестоимости заключается в последовательном распределении всех статей затрат ОАО «РЖД» в соответствии с объемными измерителями с применением разработанных коэффициентов отнесения. При оценке себестоимости перспективного вида перевозок, такого как перевозки контейнеров скоростными контейнерными поездами необходимо моделирование будущих изменений технических и технологических параметров перевозки.

б3(1).png

В работе АО «ВНИИЖТ» было спрогнозировано изменение следующих параметров перевозки:

- оценка воздействия на путь перспективного вагона 13-6704 (оценивалась посредством проведения испытаний вагона-платформы),

- рост затрат электроэнергии на тягу поездов в грузовом движении, связанный с повышением скорости движения до 140 км/ч (оценивался проведением тяговых расчетов),

- съем других грузовых поездов, связанный с необходимостью пропуска на обгон скоростного контейнерного поезда (формировался перспективный график движения СКП),

- изменение количества технических осмотров перспективной модели вагонов на станциях (аналитические работы по изменению трудозатрат на технические осмотры, связанное с увеличением осности вагона),

- изменение локомотивной составляющей себестоимости проводилось на основе технических требований и эксплуатационной модели к перспективному локомотиву для перевозки контейнерных поездов с конструкционной скоростью до 140 км/ч,

- изменение вместимости и массы состава на основе параметров (указанных в технических требованиях) на новый нетяговый ПС.

В результате расчетов себестоимости выявлено, что при повышении скорости движения скоростных контейнерных поездов до 140 км/ч себестоимость перевозок контейнеров повышается на 27% за счет следующих факторов:

- увеличение затрат ОАО «РЖД», связанное с применением перспективного трехсекционного двусистемного локомотива, составит 7,4%,

- за счет повышения непроизводительной работы, связанной с увеличением коэффициента тары вагона (на 80%) на 6,3%,

- увеличение затрат на контейнер, связанное с увеличением длины платформы и соответствующим сокращением числа вагонов в составе поезда, составит 5,6%,

- рост затрат, связанный с обеспечением электроэнергией на тягу электровозов в грузовом движении составит 4,8 %,

- увеличение затрат, связанное с простоем других грузовых поездов из-за их съема, составит 4,3%, - повышение затрат на техническое обслуживание грузовых вагонов на станциях, связанное с увеличением осности вагона составит 1,6%,

- сокращение затрат, связанное с увеличением плеч работы и соответствующим сокращением времени работы локомотивных бригад, составит 1,6%,

- сокращение затрат, связанное с сокращением числа вагонов в составе поезда: сокращение себестоимости на 1,3%.

В соответствии с результатами испытаний АО «ВНИИЖТ» выявлено, что значения показателей воздействия на путь опытного образца вагона-платформы модели 13-6704 соответствуют требованиям ГОСТ Р55050 при движении с различными скоростями вплоть до конструкционной 140 км/ч и не превышают показателей воздействия на путь пассажирских вагонов. Следовательно, данный фактор влияния на себестоимость перевозки контейнерного поезда не оказал.

Столь значительное повышение себестоимости перевозки контейнеров подтверждается ростом маршрутной скорости движения контейнерных поездов в 1,5 раза.

В соответствии с проведенными АО «ВНИИЖТ» расчетами были сформированы предложения по изменению тарифных условий при перевозке контейнеров скоростными контейнерными поездами.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520