Команда ROLLINGSTOCK отобрала наиболее значимые события и тренды, которые произошли на рынках рельсового подвижного состава России в 2022 году.
Возникшие новые экономические условия вынудили многих глобальных игроков объявить об уходе с российского рынка. В сегменте самого подвижного состава резонансным и несущим существенно влияние стало только решение от Siemens, присутствие которой было значительно на фоне участия немецкого производителя в работе выпускающего крупные серии электровозов и электропоездов завода «Уральские локомотивы» (входит в «Синара — Транспортные Машины», СТМ). Решения о приостановке деятельности или полном уходе игроков рынка компонентов — Knorr-Bremse, SKF, Hitachi и многих других — стали более ощутимыми, но не критичными в целом для отрасли.
Стремительные изменения в санкционном давлении сопровождались не менее оперативными действиями по адаптации к новым условиям. Государство еще несколько лет назад начало перестраивать промышленную политику на обеспечения развития суверенной компонентной базы. В 2022 же году оперативно был принят широкий перечень мер поддержки, включающий сохранение реализации инфраструктурных проектов, значительные дополнительные субсидии на поддержку работы действующих и создание новых производств, экспорта-импорта продукции, НИОКР, допуск параллельного импорта и множество других решений. РЖД совместно с производителями провели масштабные работы по полной ревизии поставляемой импортной продукции, перестроили логистические цепочки, перешли на российские аналоги или запустили процессы самостоятельного освоения производства ключевых узлов, в том числе с применением реинжиниринга. В то же время возникшие условия показали, что решать задачи зависимости от импорта по критическим узлам (электродвигатели для моторвагонного подвижного состава, дизели для тепловозов, кассетные подшипники для грузовых вагонов и др.) нужно было раньше.
Отрасль производства подвижного состава в целом оказалась подготовленной к новым условиям работы: во многом этому способствовала техническая политика крупнейших потребителей рельсовой техники (РЖД, Московского метрополитена, Мосгортранса и др.), ориентированная на обеспечение высокой доли российских компонентов в конечной продукции. Остановки производств (публично объявлялась на Тихвинском вагоностроительном заводе, ТВСЗ, входит в «Объединенную вагонную компанию», ОВК) и отгрузок продукции (говорили в «ПК Транспортные Системы», ПК ТС) носили краткосрочный характер, а в целом объемы производства и закупок остались близко к уровню, который ожидался до возникновения новых условий экономической турбулентности.
Полная стабилизация производства и разработок в сфере подвижного состава ожидается во второй половине 2023 года в результате освоения серийного производства полностью импортозамещенных компонентов. Однако условия глобальной экономической турбулентности показывают, что основные вызовы для отрасли могут быть еще впереди. Летом ROLLINGSTOCK Agency опубликовало экспресс-обзор ситуации на мировом рынке, в котором представило видение ключевых задач, требующих решения в современных экономических условиях.
Фитинговая платформа 13-6704 для скорости 140 км/ч на заводе «Калугапутьмаш». Источник: СТМ
Так, обновленные ПТЭ допускают движения грузовых поездов со скоростью 120-140 км/ч с применением пневматического тормоза, что дает доступ к эксплуатации скоростных грузовых платформ. В 2022 году 80-футовую фитинговую платформу 13-6704 для скорости 140 км/ч сертифицировала СТМ, в ходе испытаний был поставлен рекорд скорости для грузового вагона в России в 154 км/ч. Совместную работу с РЖД в этом направлении также анонсировала «РМ Рейл».
Второе важное нововведение — допуск к эксплуатации локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специальной техники в автоматическом и дистанционном режимах. Работы по созданию беспилотных систем для подвижного состава сегодня ведут НИИАС (в том числе для электропоездов «Ласточка» нам МЦК), «ТМХ–Интеллектуальные системы» и Cognitive Pilot. По темпам перехода на автоматизированный подвижной состав российская железнодорожная отрасль является одним из мировых лидеров.
Также в новые ПТЭ включены общие требования к технологии «виртуальной сцепки». Закреплена возможность строить пассажирские платформы высотой 550 мм, что создаст спрос на низкопольные поезда. Первая такая платформа уже построена на Сахалине.
Электровоз 3ЭС8 и тепловоз 3ТЭ28 на испытаниях. Источник: Ivan 2095/railgallery, ТМХ
В свою очередь «Трансмашхолдинг» (ТМХ) в августе продемонстрировал гендиректору перевозчика Олегу Белозеров магистральный тепловоз 3ТЭ28. Основная новация в нем — применение дизель-генераторов 18-9ДГМ, разработанных в ТМХ и производимых на входящем в холдинг Коломенском заводе. Тепловозы заменят локомотивы 3ТЭ2К2М, в которых применялась силовая установка GEVO-12 от американской Wabtec. 3ТЭ28 мощностью 9300 кВт должен также быть способен водить на Восточном полигоне поезда массой до 7,1 тыс. т. На испытаниях, проводившихся в конце 2022 года на базе депо Курск-Сортировочный, тепловоз тянул поезда с максимальным весом 7256 т.
Оба локомотива должны быть сертифицированы к серийному выпуску в 2023 году. В интервью «Гудку» замгендиректора — начальник Дирекции тяги РЖД Олег Валинский подтвердил, что на 2023 год уже планируется закупка 30 тепловозов 3ТЭ28.
Обкатка первого низкопольного трамвая «МиНиН» в Нижнем Новгороде, январь 2023 года. Источник: transportfun/vk
Однако в 2022 году компания стала обладателем одного из самых крупных контрактов — на поставку более 170 трамваев для Нижнего Новгорода в рамках концессии. BKM Holding выступает в качестве технического партнера в проекте, будет участвовать в организации производства трамваев на российско-белорусском предприятии «Нижэкотранс» в Ворсме. Первый трамвай был презентован уже в декабре, однако он выпущен в Беларуси, доля российской компонентной базы заявляется на уровне 30%. Это первая полностью низкопольная машина, созданная самой BKM Holding. Ранее компания была партнером швейцарской Stadler в совместном предприятии «Штадлер Минск», которое выпускало небольшие партии низкопольных трамваев «Метелица» для Санкт-Петербурга и Боливии.
BKM Holding также получила контракты на поставки трамваев в Самару и Барнаул. Таким образом, на белорусского игрока может приходится более 20% заказов на трамваи в России в 2022 году. Российские игроки также наращивают конкурентные преимущества: за ПК ТС — массовые серии (в топ-5 мировых поставщиков) и большой опыт апробации технологий автоматизации управления, у Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ, входит в «Роскосмос») — технология системы многих единиц для низкопольных односекционных трамваев, у «Уралтрансмаш» (в составе «Уралвагозавода») — серийное производство современных трамваев в ретродизайне.
Управление производством на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), входит в ТМХ. Источник: ОПЖТ
С целью нивелирования рисков появления сертификатов ISO низкого качества в Объединении производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) весной было произведено обновление системы добровольной сертификации (СДС ОПЖТ). Оно предполагает организацию национальной системы сертификации предприятий железнодорожного сектора, которая верифицирована регуляторами и отраслью. В ней был учтен опыт европейской системы, однако СДС ОПЖТ получила развитие в части дополнительных критериев оценки обратной связи эксплуатации продукции и уровня цифровизации. Также в СДС ОПЖТ были разработаны необходимые организационные и нормативные документы. Поддержку развитию СДС ОПЖТ оказывают и РЖД — так, преференция в закупках холдинга отдается предприятиям, система менеджмента качества которых сертифицирована по требованиям ISO/TS 22163 в СДС ОПЖТ.
За прошедшее с апреля время в СДС ОПЖТ было проведено 75 аудитов на разных предприятиях. В ОПЖТ отмечают, что большинство предприятий, сертифицированных в системе IRIS, запланировали переход в СДС ОПЖТ. На 2023 год в СДС ОПЖТ планируется разработать отечественный стандарт для систем менеджмента качества в железнодорожной отрасли на основе ISO 22163.
Маневровый газотепловоз ТЭМГ1 в оренбургском филиале «Газпромтранса». Источник: Газпром
Мощность локомотива составляет 824 кВт, однако, по словам руководителя центра компетенций газомоторных локомотивов «Газпромтранса» Михаила Чернышева, рассматривается перспективное развитие линейки до мощности 1470 кВт, а также прорабатывается использование газотурбинных силовых установок. В июне зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов отмечал, что к 2024 году компания планирует от СТМ получить 7 тепловозов ТЭМГ1.
Производство климатического оборудования в КСК. Источник: КСК
В 2022 году КСК представили значительное количество новинок, многие из которых были созданы в сжатые сроки с целью замещения импортных аналогов. Так, было запущено серийное производство преобразователей собственных нужд на основе карбида кремния для поездов метро «Балтиец», новых климатических систем и значительного перечня других компонентов для новых электропоездов «Иволга 3.0», дверных систем с новым приводом, кресельных блоков и многого другого. Также создана новая модификация тягового привода на новой компонентной базе для поездов метро и сертифицированы тяговые преобразователи для электровозов 2ЭС5С и 3ЭС5С. В части перспективных работ публично объявлялось о поддерживаемых займами ФРП проектах углубления локализации климатического оборудования и освоения производства комплектующих к межвагонным переходам, а также о развитии центра преобразовательной техники в Мордовии.
Заключение соглашения между ТМХ и ПТК, июнь 2022 года. Слева направо: Гендиректор ТМХ Кирилл Липа и гендиректор Группы ПТК Александр Силкин. Источник: ПТК
Планы ТМХ и ПТК предполагают выпуск до 1300 единиц техники на сумму 200 млрд рублей, запуск серийного производства 11 моделей машин и получение не менее 12 патентов до 2030 года. Самой ПТК в последние годы реализована масштабная программа НИОКР. Только в 2022 году холдинг сертифицировал снегоочистительную машину СС-ПОМ, платформу-лебедку ПЛК, рельсоукладочные комплексы РУ-700, машины первичной выправки МПВ.
В ближайшие годы ожидается существенный заказ на путевую технику. Так, по программе поэтапного вывода путевого комплекса РЖД на нормативный уровень запланировано приобретение 2,3 тыс. единиц путевой техники и 6,7 тыс. вагонов для путевых работ.
Поезд «Балтиец» на Кировского-Выборгской линии метро Санкт-Петербурга. Источник: ТМХ
Новые поезда пошли в эксплуатацию уже в ноябре 2022 года. Машина была разработана специально для условий эксплуатации в Санкт-Петербурге. Более 90% элементов выпускаются российскими предприятиями, однако уже 1-м квартале 2023 года доля российской компонентной базы должна быть доведена до 99%. В поезд заложена значительная автоматизация: реализован функционал полностью автоматического движения и прицельной остановки, установлена система сбора данных по более чем 2 тыс. параметров.
Хоппер модели 19-1299 производства «РМ Рейл». Источник: Алюминиевая Ассоциация
Стоит учитывать, что промежуточная топ-позиция «РМ Рейл» по объемам выпуска связана с уже упомянутыми условиями работы традиционных лидеров, заморозкой заказов и спадом производства в целом. В то же время в ушедшем году стали заметны результаты вклада «РМ Рейл» в НИОКР последних лет: произведен и отправлен на испытания обновленный алюминиевый хоппер, представлены алюминиевая цистерна для азотной кислоты и танк-контейнер для СПГ, запатентована сочлененная конструкция грузового вагона (пока такие производит только ОВК), проведены тесты open-top контейнера. К тому же вагоностроитель в прошедшем году представил техническую политику на ближайшие годы, включающую линейку из 10 вагонов на тележке с осевой нагрузкой 25 тс собственной разработки. Дополнительно в конце года «РМ Рейл» анонсировала масштабную подконтрольную эксплуатацию телематики на хопперах в 2023 году.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности