27 ноября 2025, прошла работа совещания Комитет Совета Федерации по экономической политике. В мероприятии принял участие исполнительный директор Союза Евгений Семенов, выступивший с докладом.
В своем выступлении Евгений Семенов рассмотрел механизмы, возможные к реализации и направленные на повышение эффективности использования грузовых вагонов и, соответственно, работы железнодорожного транспорта. Особенностью представленных механизмов является то, что эффект от их реализации носит не точечный, а мультипликативный характер, в т.ч. для экономики страны.
Одним из предлагаемых решений должно стать применение механизма «Трейд-ин» в отношении полувагонов, предусматривающий выделение субсидии на приобретение одного нового полувагона с увеличенной осевой нагрузкой 25 тс при условии сдачи в утилизацию 2 типовых полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс, до окончания срока службы которых остается не менее 3 лет. И наиболее значимые эффекты наблюдаются от применения механизма именно на полувагонах.
«Эффекты от реализации Трейд-ин можно найти буквально во всех направлениях: это и перераспределение колоссальных объемов списания в 2032-2034 гг. (выбытие до 68 тысяч единиц в год); и снижение профицита в самом массовом сегменте парка; и приоритетное использование вагонов с улучшенными техническими характеристиками; и повышение темпов списания типовых полувагонов. Помимо этого Трейд-ин – один из шагов по поддержанию уровня загрузки предприятий вагоностроения в условиях низких списаний до 2031 года», – сообщает Евгений Семенов.
Вторым важным направлением должно стать стимулирование темпов обновления существующего парка изотермических вагонов, как критически важного сегмента для перевозки скоропортящейся продукции.
«Практика продления привела к тому, что парк изотермических вагонов является самым изношенным: 60% термосов имеют возраст 33-40 лет; а 50% рефрижераторов – старше 32 лет. Неудивительно, что часть скоропорта приходит в негодность при перевозках, поскольку изношенный и продленный парк не может обеспечить соблюдение температурного режима», – говорит о проблеме представитель Союза.
Дальнейшее игнорирование складывающейся ситуации приведет к усугублению проблемы перевозок скоропортящейся продукции в будущих периодах, когда парк придет в негодность, а вагоностроительные предприятия, в условиях отсутствия интереса к закупкам таких вагонов, прекратят действие имеющихся сертификатов и переориентируют мощности на изготовление более востребованных типов подвижного состава.
«Учитывая стоимость новых изотермических вагонов и высокий уровень ставки ЦБ РФ, необходима проработка комплекса мер, направленных на повышение экономической привлекательности закупки изотермических вагонов, что позволит, с одной стороны, дозагрузить имеющиеся мощности вагоностроителей, а с другой – повысить продовольственную безопасность государства», – резюмирует Евгений Семенов.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности