25.05.2021

Труба vs цистерна: кому и почему достаются нефтяные грузы?

В последние годы наблюдается тенденция ухода нефтяных грузов с железных дорог: объем перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом в 2010-2020 годах сократился в 4,7 раза. О том, почему грузоотправители предпочитают магистральные трубопроводы железнодорожным перевозкам, рассуждает руководитель отдела комплексных исследований ИПЕМ Дмитрий Нарежный.

Текущее распределение перевозок сырой нефти между железнодорожным и трубопроводным видами транспорта в России говорит о явном доминировании трубопроводного: в 2020 году объем транспортировки сырой нефти по системе магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» составил 442,2 млн т, а объем перевозок по сети ОАО «РЖД» – 12,8 млн т. При этом объем перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом в 2010-2020 годах сократился в 4,7 раза.

narezhnyy_21_aprelya(1).png

При перевозках дизельного топлива на текущий момент у ОАО «РЖД» и ПАО «Транснефть» наблюдаются сопоставимые объемы: 44 и 34,2 млн т соответственно. Однако тенденция на сокращение перевозок по сети ОАО «РЖД» наблюдается и здесь: в 2020 году в сравнении с пиковым 2012 годом сокращение составило 24%.

Основная причина ухода груза с железных дорог – поступательное развитие системы магистральных трубопроводов при фактическом отсутствии у железнодорожного транспорта возможности конкурировать по цене с трубопроводным ввиду регуляторных ограничений. Кроме того, на данный процесс повлияли такие технологические преимущества трубопроводного транспорта как высокая пропускная способность, автоматизация процессов налива, перекачки и слива, а также минимизация потери груза.

С другой стороны, при транспортировке нефтеналивных грузов по трубе может снижаться их качество за счет смешивания продукции разных производителей, в то время как железнодорожный транспорт позволяет сохранить качество груза каждого производителя неизменным. Конкурентным преимуществом железнодорожного транспорта является большая разветвленность сети железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов. Кроме того, железнодорожный транспорт позволяет транспортировать практически всю номенклатуру нефтепродуктов, а также организовывать перевозки небольших партий грузов.

Без изменения существующих условий тарифного регулирования перевозок нефтепродуктов на железнодорожном и трубопроводном видах транспорта, ввод в эксплуатацию новых трубопроводов неизбежно будет приводить к переходу нефтеналивных грузов с железных дорог в трубу.

Источник: ИПЕМ