ОАО «РЖД» за первые два месяца 2019 года нарастило погрузку высокодоходных грузов, в частности нефтепродуктов до 39,5 млн тонн (+0,1% к аналогичному периоду прошлого года). Впервые за последние три года объёмы перевозок этой грузовой номенклатуры не снизились.
По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), в 2018 году погрузка нефтяных грузов составила 237 млн тонн, что на 2 млн тонн выше, чем годом ранее. «Мы стали чаще предлагать рынку скидки, и впервые за три года объёмы перевозки нефти и нефтепродуктов не снизились», – отметил на одном из последних совещаний заместитель генерального директора – начальник ЦФТО Алексей Шило.
По его словам, возможность формирования гибкой тарифной политики позволяет компании повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Это позволило РЖД в феврале нарастить погрузку прибыльных грузов II и III тарифных классов, в том числе нефтепродуктов. «Тенденцию роста перевозок нефтепродуктов мы ощутили в работе компании. Это результат так называемого налогового манёвра в нефтяной отрасли (комплекс мер, направленный на увеличение переработки нефти в стране; «Гудок» подробно писал об этом в январе 2019 года. – Ред.), который поменял ситуацию. То есть стало выгоднее производить нефтепродукты и вывозить за границу, чем экспортировать сырую нефть. Второй момент – на нашу нефть был больший спрос, так как Иран и Венесуэла стали меньше её добывать, и российские предприятия этим воспользовались», – прокомментировал «Гудку» советник генерального директора ООО «Балттранссервис» Владимир Прокофьев.
Однако есть риски, что эту позицию железнодорожному транспорту будет трудно удержать. Добыча нефти в России ежегодно находится примерно на одном уровне, а сеть трубопроводных магистралей продолжает развиваться, в том числе для нефтепродуктов. К примеру, в прошлом году ПАО «Транснефть» (национальный оператор нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) ввело в промышленную эксплуатацию магистральный нефтепродуктопровод проекта «Юг» Волгоградский НПЗ – Тингута – Тихорецк – Новороссийск, что позволило создать инфраструктуру для транспортировки трубопроводным транспортом дизельного топлива в направлении российского порта Новороссийск и экспорта с Черноморского побережья России в европейские страны в объёме до 6 млн тонн в год. А в начале марта этого года АО «Транснефть – Верхняя Волга» завершило подключение к Кольцевому магистральному нефтепродуктопроводу вокруг Москвы. По словам вице-президента ПАО «Транснефть» Сергея Андронова, объём перевозок нефтепродуктов по «трубе» растёт – в прошлом году компания увеличила их прокачку до 39,2 млн тонн (+18,4% к 2017 году). В 2019 году топ-менеджер ожидает роста объёмов на 2,8% – до 40,3 млн тонн.
«Конкуренция со стороны трубопроводного транспорта по-прежнему давит на сегмент – за последние шесть лет было введено около 4,5 тыс. км магистральных нефтепроводов, – считает заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая вагонная компания» Лейсана Коробейникова. – Однако железная дорога может удержать позиции за счёт энергетических газов – в 2018 году их перевозки остались на уровне прошлого года. В мае 2019-го начнёт работать комбинат «ЗапСибНефтехим» в Тобольске, который будет потреблять около 3 млн тонн сжиженных углеводородных газов (и к которому не подведён провод для транспортировки широкой фракции лёгких углеводородов – ШФЛУ, что подразумевает перевозку грузов для комбината железнодорожным транспортом. – Ред.)».
Как ранее отмечал президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин, в сегменте перевозок сжиженных углеводородных газов вопрос конкуренции с трубопроводным транспортом не стоит так остро, как в случае с нефтеналивными грузами. «У ШФЛУ-проводов и железнодорожного транспорта отдельные задачи. Трубопроводы, как правило, включены в технологическую схему производства конечной продукции в рамках крупных производственных комплексов. Вопрос расширения сети ШФЛУ-проводов поднимается регулярно (имеется в виду строительство трубопровода Сибирь – Поволжье), однако в среднесрочной перспективе мы не ожидаем обострения конкуренции таких трубопроводов с железной дорогой», – подчеркнул господин Калетин.
«РЖД намерены в ближайшее время информировать грузоотправителей о планах ремонта инфраструктуры в летний период. Хотя перевозчики неоднократно заявляли о том, что готовы вывозить все предъявленные им грузы, планы по ремонтам могут внести свои коррективы как в изменение маршрутов перевозок, так и в объёмы», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности