Участники рынка грузовых железнодорожных перевозок фиксируют значительное снижение дефицита вагонов и ставок предоставления по итогам 2019 года. Об этом свидетельствуют обобщенные результаты анкетирования, проведенного ИПЕМ на отраслевых конференциях в прошлом году. Институт ожидает, что в 2020 году отдельные участники рынка сфокусируют внимание на антикризисных стратегиях.
Всего в 2019 году ИПЕМ совместно с организаторами провел анкетирование на 7 мероприятиях, в которых приняли участии более 290 человек.
По мнению большинства респондентов проведенных в 2019 году опросов, ситуация с дефицитом вагонов улучшилась в 2019 году (указали 64% респондентов). Об этом свидетельствует и ретроспективное сравнение с результатами опросов ИПЕМ 2018 года. Если по итогам 2018 года наличие дефицита вагонов отмечали 87% респондентов, то в декабре 2019-го – только 52%. В конце 2019 года наиболее остро опрошенными фиксировалась нехватка (25% из указавших на наличие дефицита), фитинговых платформ (19%) и зерновозов (14%). В 2018 году дефицит полувагонов отмечали 74% опрошенных, фитинговых платформ – 27%, зерновозов – 25%.
Сокращение дефицита и спад погрузки ожидаемо повлекли за собой падение ставок предоставления на полувагоны. Такой тренд во второй половине 2019 года отметило подавляющее большинство респондентов (82%), использующих вагоны сторонних операторов. Средневзвешенная критичная величина платы за вагон снизилась по сравнению с 2018 годом на 17,9% (с 2017,5 до 1655,5 руб. в сутки).
Результаты опросов подтвердили прогноз ИПЕМ о предстоящем падении спроса на новые полувагоны: аналогичных ожиданий на 2020 год придерживаются 53% респондентов, а 38% заметили спад спроса уже в IV квартале 2019-го. Ожидания участников рынка совпадают с оценками ИПЕМ и в части перспектив спроса на специализированный подвижной состав: наибольший рост спроса на новый подвижной состав ожидается в сегментах фитинговых платформ (73%), газовых и нефтебензиновых цистерн (70% и 56% соответственно), а также минераловозов (58%).
В 2019 году сохраняла актуальность проблема дефицита запасных частей вагонов – ее отметили 94% респондентов, из которых 56% столкнулись с нехваткой цельнокатаных колес. Больше половины участников опроса сообщили, что простой вагонов в ожидании запасных частей составляет от 6 до 15 суток.
«Как и несколько лет назад, в 2019-м году мы наблюдали переход от рынка «продавца» к рынку «покупателя», – отмечает заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. – В 2020-м году мы ожидаем сохранение тренда, усиление конкурентной борьбы и реализацию отдельными игроками рынка соответствующих антикризисных стратегий».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности