08.10.2020

Вагоностроители выступают за конкуренцию

На заседании рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика» обсуждались тарифы РЖД. Пункт 6 проекта протокола зафиксировал текущую ситуацию на сети в отношении сохранения действия отдельных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов с улучшенными техническими характеристиками.

В результате возникает ситуация, при которой массово выпускать полувагоны повышенной вместимости (с улучшенными характеристиками) будут способны только два вагоностроительных завода (АО «УВЗ» и ПАО «НПК ОВК»). А другие поставили в заведомо нерыночную ситуацию, поскольку они не смогут предложить рынку свои инновационные разработки, так как пониженных схем на них не имеют. Почему-то другим заводам для этого предложили довольно сложную, финансово затратную и длительную (более 5 лет) процедуру, которую следует пройти для получения скидок на вагоны повышенной вместимости. Стоит отметить, что указанные заводы получили такие тарифные преференции без проведения соответствующих долгосрочных испытаний.

Таким образом, массового обновления парка вагонами повышенной вместимости, спрос на которые есть, не будет. Например, в текущем году на фоне кризисных явлений на рынке вагоностроения, вызванных различными причинами, производство полувагонов оставалось на высоком уровне (их доля в общем выпуске подвижного состава – 38%). За 8 месяцев их было произведено более 13 тыс. ед., причем более 80% из них были как раз вагоны с улучшенными характеристиками.

Ситуацию с наличием тарифных преференций на заседании рабочей группы поднимало ОАО «РЖД». Основной вывод, что само наличие таких тарифных схем весьма спорно и не поддерживается ни в ОАО «РЖД», ни в ФАС России.

Владелец железнодорожной инфраструктуры предложил свое решение: отмену понижающих коэффициентов к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на порожний рейс вагонов с улучшенными характеристиками и предоставление скидок на груженный рейс в таковых. Как результат – массовое развитие инновационного вагоностроения на прочих вагоностроительных предприятиях, в том числе и на АО НПК «Алтаймаш».

В 2019 году предприятие сертифицировало полувагоны и крытые вагоны, оснащенные инновационной тележкой модели 18-9800 с повышенной нагрузкой на ось и увеличенными межремонтными пробегами. Уверены, потребитель и в дальнейшем сделает выбор в пользу приобретения новой инновационной техники без наличия необоснованных преференций, в том числе за счет прочих участников рынка.

АО «Алтаймаш» заинтересовано в решении непростой ситуации при перевозке грузов и появлении на сети железных дорог нового подвижного состава. Но при этом всегда выступало за равное конкурентное и рыночное соревнование.

Станислав Золотарев, заместитель директора АО «Алтайвагон»

Источник: РЖД-Партнер