Замедление оборота вагона и снижение грузовой базы могут оставить операторов с долгами, рассказал зампредседателя А ОЖдПС Денис Семенкин в рамках доклада на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», организованной РЖД-Партнером.
Парк крытых вагонов за последние 10 лет несколько сократился: в 2014 году его численность составляла порядка 70 тыс. вагонов, сейчас – порядка 60 тыс. За это время вагоны списывались по сроку службы, технически и морально устаревшие, имеющие объем кузова 120 кубометров, а также с деревянным исполнением кузова. Их заместили вагоны с увеличенным объемом кузова, что позволило увеличить вместимость при аналогичной грузоподъемности. Парк вагонов стал более совершенным, поэтому можно говорить о том, что сегодня четыре крытых вагона равны пяти старым.
Тем не менее в ближайшие годы списание крытых вагонов будет продолжаться, и ощутимым оно будет только в 2025 и 2026 гг. с показателями 3090 и 2192 единиц соответственно. В дальнейшем списания будут незначительными.
При этом количественно – в вагонах – погрузка стала снижаться. Резкое падение отмечено в августе 2024 года к июлю и относительно аналогичного периода прошло года.
«Многие грузоотправители продолжают работать на ж/д по линии крытых вагонов по инерции – сохраняют подъездные пути, погрузочное оборудование, схемы работы, коллективы. Но грузоотправители, которые перешли с ж/д на автотранспорт – им, кстати, отправка грузов чаще всего обходится дороже, – приходят к выводу, что это экономически более целесообразно: быстрее оборот товара, быстрее оборот денег, меньше занят склад, товар пришел в прогнозируемые сроки, низкий риск репутационных потерь, быстрее приходят денежные средства, – рассказал Д. Семенкин. – Поэтому мы прогнозируем дальнейшее снижение отправок грузов крытыми вагонами, поскольку крытые вагоны попадают в общий тренд снижения динамики повагонных отправок. В следующем году погрузка в крытые вагоны снизится еще на 10–15%. Что можно предположить: поскольку негативные факторы – замедление оборота крытого вагона, снижение его грузовой базы будут воздействовать на этот сегмент, неверным будет вкладываться в этот подвижной состав. Операторы, которые это делают, сильно рискуют, особенно при нынешних ставках лизинга».
По словам эксперта, в этом случае необходим такой же формат работы, как по универсальным платформам – добровольный отказ от вложений в подвижной состав.
Фото: Максим Каширин. Пресс-служба РЖД.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности