В минувшую среду в Москве прошла XVI Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». В этом году особый акцент был сделан в сторону взаимодействия органов государственного регулирования и бизнеса. Участники мероприятия смогли обсудить наиболее актуальные вопросы как непосредственно на круглых столах, так и в кулуарах конференции.
Старт насыщенной программе конференции дал деловой завтрак, который был посвящен вопросам оценки регулирующего воздействия на бизнес и возможностям эффективного взаимодействия с естественными монополиями и регулирующими органами. Эксперты поделились своим мнением о том, в чем заключается опасность искусственного вмешательства регулятора в конкурентный рынок, о регуляторных изменениях, ухудшающих ведение бизнеса, в том числе в сфере транспорта, а также дали рекомендации о том, как грамотно подготовиться в антимонопольному разбирательству и выиграть дело в судебных инстанциях, проведя разбор методологии и типичных ошибок. В частности, научный сотрудник Российской академии народного хозяйства, член экспертного совета при правительстве РФ Вадим Новиков отметил, что Россия по индексу экономической свободы находится на 107-м месте, между Таджикистаном и Белоруссией. Развитие рынка предполагает, что участия государства должно быть меньше, чем сейчас, подчеркнул он, обозначив на примерах проблемы протекционизма, тарифного регулирования (введение, отмена и заморозка) и т. д. По его мнению, когда отрасль не согласна с регулятором и если ее заинтересованные представители хотят, чтобы ФАС приняла некоторое решение, она не должна быть первым ведомством, в которое они должны обратиться. «Начните с формирования базы союзников как в органах власти, так и за ее пределами. А потом, когда за вашими плечами будут шеренги сочувствующих и единомышленников, вы можете прийти туда, где вас до сих пор не слушали», – подчеркнул В. Новиков.
Однако внимание было уделено не только взаимодействию с властью, но и практическим проблемам. Так, президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) Владимир Прокофьев, в свою очередь, добавил, что благодаря ФАС во многом отрасль имеет вагонную составляющую. По его словам, дефицит колес составляет 250 тыс. единиц. «Все знают и все понимают, что мы скоро остановимся. Никакого решения ни на каком уровне», – сказал он.
В ответ на это научный руководитель РУТ (МИИТ) Вадим Морозов отметил, что проблема колес как раз недавно поднималась на заседании комитета Государственной думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. «Мы прогнозировали дефицит колес 3 года назад, когда шло массовое списание вагонов. Решение должно быть в ближайшее время и напряжение должно сняться», – пояснил он. Соответствующий документ уже в ближайшее время будет направлен в адрес министра промышленности Дениса Мантурова.
Сразу же после делового завтрака участники мероприятия направились на пленарную дискуссию «Грузоперевозки. По правилам и без. Открытый диалог регуляторов, перевозчика и железнодорожного бизнеса». Первым выступил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Его доклад был посвящен роли транспорта в развитии биржевой торговли. По словам заместителя главы ФАС России, настоящее время в рамках национального плана развития конкуренции, в частности развития организованной биржевой торговли по разным направлениям торговых рынков, профильные ведомства, среди которых ФАС, ФНС, Банк России, ведут активную работу по выработке консолидированных позиций участников рынка. А до 25% рынка нефтепродуктов уже работает в режиме биржевых торгов.«На сегодня одним из наиболее зрелых рынков является рынок нефти и нефтепродуктов. «С точки зрения организации биржевых торгов рынок нефтепродуктов достаточно зрелый, и если транспортный сектор вовремя не отреагирует на эти изменения, а железнодорожный транспорт не сможет предоставить соразмерное качество услуг по сравнению с «Транснефтью», он будет отставать в конкурентной борьбе». Как рассказал А. Голомолзин, ведомство планирует, что не позднее I полугодия 2019-го рынку может быть предложен механизм встраивания системы регулярного грузового сообщения в систему биржевых торгов в режиме оферты, в частности, при перевозке нефтепродуктов. Да и в целом развитие биржевой торговли позволит сбалансировать работу транспортных систем.
Старший советник генерального директора ОАО «РЖД», президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович заострил внимание на вопросе вагонов с нагрузкой 25 т на ось. Статистика подтвердила, что отцепки в ТОР у этих вагонов в 3–4 раза ниже, чем у вагонов традиционного типа, на них нужно делать активную ставку.
Очень важным для участников дискуссии оказался вопрос Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД». В частности, председатель совета директоров Globaltrans Сергей Мальцев считает, что инициативы РЖД в актуализированном проекте ДПР ОАО «РЖД» до 2025 года существенно выходят за формат документа, касающегося одной корпорации. Он считает, что подобные инициативы могут негативным образом повлиять на широкий круг пользователей ж/д транспорта в части доступа к услугам инфраструктурного комплекса, значительно увеличить тарифную нагрузку на различные отрасли экономики, нарушить сложившиеся инвестиционные процессы.
«В проекте ДПР декларируются задачи сохранения публичности договора перевозки и недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры, однако установление приоритетов для отдельных групп грузоотправителей в условиях ограниченной пропускной способности на практике выльется в непрогнозируемый рост затрат на перевозку, – отметил он. – Поскольку за содержание и развитие инфраструктуры платят все грузоотправители в рамках среднесетевого тарифа, развитие сети не может нарушать принцип недискриминационного доступа к инфраструктуре. Отход от принципов публичности грузовых перевозок к индивидуальному подходу содержит высокие коррупционные риски, а также риски роста транспортных расходов грузоотправителей», – отметил спикер.
В рамках пленарной дискуссии состоялось сразу две церемонии награждения. Сначала специализированные награды от редакции журнала РЖД-Партнер получили партнеры, которые внесли наиболее активный вклад в развитие рынка транспортных услуг и инновационное развитие отрасли.
Также свои награды получили победители Шестого конкурса для студентов и аспирантов высших учебных заведений России за лучшую публикацию по тематике журнала РЖД-Партнер. Основной целью конкурса, который традиционно проходит при поддержке АО «Первая грузовая компания», является содействие вовлечению студентов старших курсов, выпускников вузов.
Затем участников РТУ 2018 ждал экспертный диалог «Игра тарифов. Перевозки в режиме «инфляция минус». Партнер A.T. Kearney Евгений Богданов отметил, что когда зашла речь о долгосрочной индексации тарифов, то она зашла именно потому, что был запрос на стабильность. Потому что долгосрочная индексация тарифов по понятному принципу «инфляция минус» означает, что они должны индексироваться медленнее, чем инфляция, и делалось это с целью обеспечить две вещи. Во-первых, стабильность для грузоотправителей и понимание правил игры. Во-вторых, это создание экономических стимулов работы с собственно эффективностью для естественной монополии.
Идея установления долгосрочных тарифов, по его словам, не нова и опробована многими естественными монополиями. И под занавес 2017 года было подписано постановление правительства, которое этот принцип зафиксировало.
Однако в ходе 2018 года произошло несколько событий, имеющих как объективную рыночную природу, так и регуляторные изменения, на которые ссылаются сторонники пересмотра достигнутых договоренностей. По словам эксперта, в ДПР ОАО «РЖД» 2018 года были заложены надбавки к тарифу, которые не были заложены в долгосрочной индексации. В частности, в 2017 году были согласованы надбавки к индексации на капитальный ремонт в объеме 2% и изменения налогового законодательства в объеме 1,5%. В текущем году появились экспортная надбавка в 8% и за порожний пробег полувагонов – 6%.
После экспертного диалога участникам предстояло выбрать наиболее интересные для себя круглые столы. Особой популярностью у гостей мероприятия пользовался круглый стол «Подвижной состав. Как сэкономить на вагоне?» На нем заместитель генерального директора по техническому развитию ПАО «НПК ОВК» Дмитрий Лосев сообщил, что при одинаковом пробеге содержание вагона нового поколения в 2 раза дешевле, чем типового. Как показывает опыт эксплуатации, за 1 млн км тихвинскому полувагону потребуется пройти всего один плановый ремонт (стоимость – 180 тыс. руб.), в то время как типовому – шесть (стоимость каждого – по 80 тыс. руб.).
При этом инновации стоят весьма ощутимо. Эксперты отметили, что цена инновационного вагона в течение календарного года выросла на 1 млн руб., а рост себестоимости обеспечил не более 62% прироста цены. Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук сообщил, что если в ноябре 2017 года цена на инновационный вагон составляла 2,9 млн руб., то уже в ноябре 2018-го – 3,9 млн руб. без НДС. Помимо этого, в рамках конференции можно было посетить круглые столы, посвященные вопросам совершенствования качества обслуживания клиентов, развитию оптимально логистики и контейнерным перевозкам.
Во время XVI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» участники рынка железнодорожных перевозок также приняли участие в опросе Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) и журнала РЖД-Партнер и оценили изменения в качестве услуг на железнодорожном транспорте с начала 2018 года. 23% респондентов отметили, что качество услуг повысилось, 34% – снизилось, 43% – осталось неизменным.
В конференции приняли участие 314 представителей различных секторов рынка транспортных услуг - руководители и сотрудники регуляторных органов, предприятий-грузоотправителей, транспортно-логистических компаний, крупнейших производителей подвижного состава, отраслевые эксперты и другие.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности