02.02.2024

Треть рынка железнодорожного оперирования разом сменила владельцев

За последние три месяца состоялось больше крупных сделок в сегменте оперирования железнодорожным подвижным составом, чем за несколько лет: около трети рынка перешло в новые руки, владельцев сменили первый, третий и шестой по масштабу игроки. Не отстает и вагоностроение, где новые контролирующие акционеры появились у первого и третьего по объему выпуска производителей. “Ъ” разбирался, что стало причиной сделок и их неожиданного совпадения по времени.

Стой, кто везет

На рынке железнодорожного оперирования за последние три месяца произошел грандиозный передел. Три крупные компании — первая, третья и шестая в рейтинге InfoLine Rail Russia Top,— на которые в совокупности приходится треть сегмента, сменили владельцев. Это старейшие игроки операторского рынка: продавали в основном основатели или, как в случае с Первой грузовой компанией (ПГК), покупатель на приватизационных торгах.

Самой громкой сделкой стала продажа ПГК. В ноябре 2023 года у Владимира Лисина компанию-лидер операторского рынка РФ купило АО «Аврора Инвест», которое связывают с совладельцами «Вектор Рейл» и принадлежащего ему оператора перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-транс» Тимуром и Русланом Бабаевыми (см. “Ъ” от 3 ноября 2023 года). Последний вскоре стал генеральным директором компании, сменив Сергея Каратаева, который, в свою очередь, возглавил НЛМК (см. “Ъ” от 30 ноября 2023 года).

Под Новый год владельца сменил и третий по величине оператор — специализирующийся на перевозке нефтеналивных грузов «Нефтетранссервис» (см. “Ъ” от 22 декабря 2023 года). Его купил ЗПИФ под управлением ООО «Кинетик Капитал» — близкого, но формально не аффилированного с крупнейшей в РФ угольной компанией СУЭК. Главная интрига этой сделки, что будет делать новый собственник с цистернами — парком, непрофильным для угольной компании, но являющимся костяком активов «Нефтетранссервиса» (у оператора также довольно много и полувагонов, которые нужны для перевозки угля). Впрочем, сегодня новые нефтебензиновые цистерны на заводах стоят 6,5–7 млн руб. за штуку, Минэнерго констатирует их дефицит, и участники рынка сходятся во мнении, что с поиском покупателей проблем не будет.

Уже в этом году за «Нефтетранссервисом» последовал и шестой по величине оператор Globaltrans. Четверо его основателей — Никита Мишин, Константин Николаев, Сергей Мальцев и Александр Елисеев — продали свои доли. Пятый, Андрей Филатов, сохранил долю и, по его словам, намерен продолжать оставаться акционером компании (см. “Ъ” от 15 января). Покупателем стала фигура, далекая от российского логистического рынка,— один из богатейших бизнесменов Казахстана Кайрат Итемгенов, активы которого сосредоточены в фармацевтической и гостиничной сферах. Его Aqniet Capital в результате сделки станет владеть 31,6% акций Globaltrans, что означает контроль над компанией, у которой около 56% составляет free float.

Для рынка эти сделки стали скорее неожиданностью. Хотя слухи о продаже того или иного крупного оператора возникали с известной периодичностью в последние десять лет, они прежде не подтверждались: владельцы сохраняли компании при себе. И вдруг наконец продали.


Источник: КОММЕРСАНТ