02.10.2025

АВСЗ: грузовые вагоны, созданные в Казахстане

В соответствии с национальными интересами Казахстана один из крупнейших игроков рынка грузовых перевозок — Группа TEXOL — сегодня создает масштабное и высокотехнологичное производство вагонов в Атырау, ориентированное на максимальную локализацию в стране. Темпы постановки на производство подвижного состава собственной разработки компании впечатляют.

Так, в 2024 году из цехов Атырауского вагоностроительного завода (АВСЗ) вышли первые полувагоны и фитинговые платформы, а в 2025-м на рынок выведены цистерны, разработанные в собственном инжиниринговом центре ГК TEXOL — КазЦТТ — и имеющие лучшие в отрасли показатели металлоемкости. Сегодня компания продолжает разрабатывать целый спектр перспективных решений, ориентированных на потребности грузоотправителей в странах «Пространства 1520».

Опубликовано в альманахе «Рынки подвижного состава. Казахстан» к транспортно-логистической выставке TransLogistica Kazakhstan 2025

Универсальное решение для СУГ

Выпуск первых цистерн на АВСЗ стал одним из самых значимых событий в вагоностроении в 2025 году. Так, одна из представленных цистерн — модели 15-3234 — имеет перспективную безрамную конструкцию и предназначена для перевозки сжиженных углеводородных газов любых фракций и их смесей без ограничений по номенклатуре. В цистерне впервые на «Пространстве 1520» реализован объем котла в 88 м³, за счет чего она позволяет транспортировать бóльший объем груза при той же длине поезда.

Вагон оснащается тележками модели 18-6786 с осевой нагрузкой 23,5 т производства АВСЗ, обеспечивающими стабильность хода и длительный ресурс службы. Грузоподъемность цистерны равна 58 т при массе тары 32 т. Конструкционная скорость достигает 120 км/ч. Рабочее давление в котле составляет 1,95 МПа, расчетное — 2,15 МПа, а гидравлическое испытание проводится при 2,8 МПа. Такой запас прочности гарантирует высокий уровень безопасности при перевозке газов.

Длина по осям автосцепок равна 12,02 м, база составляет 7,8 м. Для удобства операций предусмотрена верхняя погрузка и выгрузка через сливоналивную арматуру, два патрубка для работы с грузом, а также две наружные лестницы. Вся арматура унифицирована со всеми инфраструктурными объектами «Пространства 1520». Цистерна оснащена автосцепкой СА-3 с ограничителями перемещений, что дополнительно повышает безопасность эксплуатации. Назначенный срок службы вагона составляет 40 лет.

На пределе возможностей

Нефтебензиновая цистерна АВСЗ модели 15-3237 первой на «Пространстве 1520» достигла грузоподъемности 70 т при стандартной осевой нагрузке 23,5 тс, что приблизительно на 4% выше показателей ближайших рыночных аналогов. Это удалось реализовать путем оптимизации конструкции котла объемом 90 м3 и снижения массы тары до 24 т, благодаря чему повышается и эксплуатационная эффективность модели в сравнении с конкурентами.

Цистерны имеют безрамную конструкцию и котел с «ломаной» осью. Такое решение позволило снизить металлоемкость при обеспечении надежности, а также облегчить обслуживание в условиях интенсивной эксплуатации. Подвижной состав оснащается тележками собственной разработки — 18-6786, которые обеспечивают стабильность и требуемые ходовые качества вагонов даже при максимальной нагрузке.

Длина вагона по осям автосцепок достигает 12,02 м при базе 7,8 м. Предусмотрены две наружные и одна внутренняя лестница. Максимально допустимая температура груза при погрузке достигает +50 °C. Конструкционная скорость вагона — 120 км/ч, назначенный срок службы — 32 года. Таким образом, модель 15-3237 сочетает в себе повышенную экономичность и надежность, предлагая грузоотправителям возможность оптимизировать транспортные издержки при перевозке нефтебензиновых грузов.

АВСЗ — первое казахстанское вагоностроительное предприятие с полным циклом производства цистерн. Обе разработанные модели цистерн сейчас проходят сертификационные испытания, и на АВСЗ идет активная работа по их постановке в производство, чтобы наладить серийный выпуск в начале 2026 года. Производственный план завода предполагает выпуск до 300 цистерн в 2026 году и до 1 тыс. — в 2027-м.

Вместительный универсал

Полувагон модели 12-6785, серийно выпускаемый на АВСЗ с текущего года, обладает грузоподъемностью 69,5 т при объеме кузова 88 м³, что позволяет перевозить значительные партии сырья и продукции, а также снижать затраты на логистику. Сочетание прочности и вместимости делает эту модель востребованной в горнодобывающей, строительной и аграрной отраслях.

IMG_20241209_152854_8192x4848.jpg

Полувагон также оснащается тележками модели 18-6786. Длина по осям сцепления автосцепок равна 13,92 м при базе 8,65 м. Наличие 14 разгрузочных люков с оптимальными углами открывания значительно упрощает процесс выгрузки. Конструкционная скорость достигает 120 км/ч. Назначенный срок службы вагона — 22 года.

IMG-20241213-WA0031.jpg

Современный стандарт контейнерных перевозок

Платформа модели 13-6792, выпускаемая АВСЗ, стала одним из наиболее универсальных решений в своем сегменте: она предназначена для транспортировки грузовых контейнеров всех типов, включая контейнеры-цистерны, в том числе с опасными грузами. Также с ее помощью возможна перевозка контейнеров длиной 20 футов увеличенной высоты с максимальной массой брутто до 40 т.

IMG_20241209_153013.jpg

Грузоподъемность вагона-платформы на тележке 18-6786 с нагрузкой 23,5 тс составляет 75 т, — это один из наиболее высоких показателей среди аналогов. Длина по осям автосцепок равна 13,92 м, база — 8,65 м. Конструкционная скорость также достигает 120 км/ч.

Погрузочная длина платформы составляет 12,2 м, что облегчает размещение контейнеров, а продуманная система из 14 упоров предотвращает их смещение в пути. Назначенный срок службы вагона — 32 года. Модель 13-6792 демонстрирует сочетание безопасности, долговечности и универсальности, открывая новые возможности для операторов контейнерных перевозок.

В конце 2024 года АВСЗ получил сертификаты соответствия ТР ТС 001/2011 на серийный выпуск до 2029 года полувагона 12-6785, платформы 13-6792 и тележки 18-6786. Установочные серии определены в 8 тыс. полувагонов, 5 тыс. платформ и 15 тыс. тележек.

Большие планы на перспективу

ГК TEXOL многие годы наглядно показывает, что ориентирована на внедрение передовых инженерных решений в вагоностроении. Так, группа стала первопроходцем на рынке в эксплуатации сочлененных шестиосных вагонов. При участии TEXOL были созданы цистерны для перевозки СУГ модели 15-9541-01, которые пошли в крупную серию и сегодня широко эксплуатируются на всем «Пространстве 1520». Также TEXOL является инициатором и единственным эксплуатантом сочлененной цистерны для светлых нефтепродуктов модели 15-629. Дополнительно по заказу компании была создана уникальная фитинговая платформа 13-6741 (документация на платформу принадлежит TEXOL): владелец вагона сможет перевозить на ней или четыре 20-футовых контейнера, или два 40-футовых, или комбинацию из двух 20-футовых и одного 40-футового.

Сейчас силами конструкторов КазЦТТ ведутся работы по постановке сочлененных вагонов в собственное производство на АВСЗ. Также в ближайшее время ГК TEXOL планирует представить еще целую линейку вагонов: длиннобазную 80 футовую фитинговую платформу, крытый вагон, хопперы для зерна и минеральных удобрений, а также специализированные цистерны для транспортировки химических грузов. С такой диверсификацией, собственным инжинирингом, полным циклом производства и преимуществами расположения в нефтяной столице — Атырау — компания будет претендовать на технологическое лидерство не только в Казахстане, но и на всем вагоностроительном рынке «Пространства 1520» и за его пределами.

Источник: ROLLINGSTOCK Agency